Государственный бюджет, проблема его формирования в России.
Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики. В первой главе курсовой работы необходимо рассмотреть сущность и структуру государственного бюджета.
Государственный бюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов. Госбюджет выполняет много функций, но главных из них три: распределительная, контрольная и регулирующая. Именно через эти функции в совокупности государственный бюджет становится регулирующим экономику рычагом в руках государства.
Кроме государственного бюджета существуют внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в России к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В странах с федеративным устройством принято различать федеральный, региональный и местный бюджет. В связи с вышесказанным используется следующая терминология:
- консолидированный бюджет – бюджет, складывающийся из федерального, региональных и местных бюджетов;
- расширенный бюджет – федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.
Госбюджет имеет стандартную структуру и состоит из двух разделов: доходов и расходов, сведенных в обыкновенный баланс. Доходы госбюджета состоят из налогов, неналоговых поступлений (доходов от государственной собственности, государственной торговли), взносов в государственные фонды социального страхования. Расходы включают в себя затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели); затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ); расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам; административно-управленческие расходы (содержание правительственных органов, правоохранительной деятельности, и проч.); платежи по государственному долгу. Все виды доходов и расходов необходимо охарактеризовать в работе, особое внимание, уделив характеристике налогов.
В заключение данной главы важно отметить, что бюджет – это всегда компромисс между носителями различных социально-экономических интересов: собственниками и наемными работниками, общегосударственными и местными интересами, промышленностью и сельским хозяйством, отдельными отраслями и фирмами.
Расходы и доходы государственного бюджета могут не совпадать и, в связи с этим, государственный бюджет может быть сбалансированным и несбалансированным. Проблеме сбалансированности госбюджета должна быть полностью посвящена вторая глава.
Если расходы меньше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным профицитом. Обратная ситуация, т.е. превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом. Дефицит (и профицит) может быть общим и первичным. Первичный – дефицит это общий дефицит госбюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.
Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит госбюджета:
- фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими доходами и расходами правительства;
- структурный дефицит – это разность между доходами и расходами госбюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости;
- циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом.
Экономическая теория рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита: выпуск новых денег и займы (внутренние и внешние). Первый способ связан с эффектом монетизации, второй - с эффектом вытеснения. Сущность данных эффектов желательно проанализировать в работе.
Государство решает проблему сбалансированности бюджета, проводя бюджетно-налоговую политику, которая бывает дискреционной (гибкой) и недискреционной (автоматической). Давая характеристику каждому виду бюджетно-налоговой политики, необходимо обратить внимание на проблему выбора времени и возникающий в связи с этим эффект Танзи-Оливера, согласно которому поступления от налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и выплатой налога, когда инфляция очень высока. Кроме этого нужно определить, что такое встроенные стабилизаторы, мультипликатор сбалансированного бюджета, сформулировать известную теорему Хаавельмо.
Заканчивая данную главу, нужно проанализировать три подхода к проблеме балансирования бюджета: бюджет, балансируемый ежегодно; бюджет, балансируемый на циклической основе; функциональное финансирование бюджета.
В третьей главе следует дать определение государственному долгу, показать разницу между внутренним и внешним долгом и его взаимосвязь с дефицитом государственного бюджета, рассмотреть проблемы, связанные с наличием государственного долга и необходимостью его выплаты. При этом нужно обратить внимание на процесс рефинансирования государственного долга и схему финансирования бюджетного дефицита, называемую схемой Понзи. При анализе проблемы государственного долга желательно привести теорему эквивалентности Рикардо-Барро, которая важна и интересна, прежде всего, тем, что обращает внимание на проблемы межвременного выбора в процессе потребления и связи между нынешними и будущими поколениями налогоплательщиков, а эта тема будет всегда актуальна, особенно в странах, сталкивающихся с долгосрочной государственной задолженностью.
В заключительной главе курсовой работы следует обязательно проанализировать состояние государственного бюджета Российской Федерации.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Экономическая теория
- Введение
- Цели и задачи курсовой работы.
- 2. Общие требования к структуре и содержанию курсовой работы.
- 2.1. Структура курсовой работы:
- Глава I
- Глава II
- 2.2. Содержание составных частей курсовой работы:
- 3.Основные этапы работы.
- 3.1. Выбор темы.
- 3.2. Подбор и изучение литературы.
- Составление плана работы.
- Написание текста курсовой работы.
- 3.5. Оформление курсовой работы.
- Защита курсовой работы.
- 4. Критерии оценки курсовой работы.
- 5.Тематика курсовых работ.
- 6.Примерное содержание курсовых работ
- Литература.
- Инфляция и антиинфляционная политика.
- Литература.
- Экономический рост.
- Литература.
- Роль бирж в рыночной экономике.
- Литература.
- Рынок ценных бумаг.
- Литература.
- Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.
- Литература.
- Происхождение, сущность и функции денег, особенности современных денег.
- Приватизация: необходимость, сущность. Особенности в современных условиях.
- Литература.
- Сущность и роль инвестиций в рыночной экономике.
- Литература.
- Литература.
- Международная валютная система: проблемы её становления и развития.
- Литература.
- Рынок земли и земельная рента.
- Литература.
- Литература.
- Государство в рыночной экономике
- Литература.
- Литература.
- Механизм функционирования рынка труда и его особенности в России.
- Литература.
- Рынок труда и ценообразование на труд.
- Литература.
- Циклическое развитие экономики и антициклическое регулирование.
- Литература.
- Собственность и формы хозяйствования в рыночной экономике.
- Литература.
- Государственная собственность и государственное предпринимательство в рыночной экономике.
- Литература.
- Крупный бизнес в рыночной экономике.
- Литература.
- Механизм функционирования денежного рынка.
- Литература.
- Банковская система и тенденции ее развития в России.
- Литература.
- Государственный бюджет, проблема его формирования в России.
- Литература.
- Налоговая система, ее особенности в России.
- Литература.
- Снс и ее роль в макроэкономическом анализе.
- Литература.
- Дифференциация доходов и проблема бедности в российской экономике
- Литература.
- Конкуренция, ее сущность и роль в рыночной экономике.
- Литература.
- Современное мировое хозяйство, закономерности его развития.
- Литература.
- Теория и практика международной торговли.
- Литература.
- Основные модели рынка.
- Литература.
- 7. Рекомендуемая литература.
- 8. Приложения
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Образец оформления содержания