logo
Экономическая теория_Курсовые работа_Киян

Государственный бюджет, проблема его формирования в России.

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики. В первой главе курсовой работы необходимо рассмотреть сущность и структуру государственного бюджета.

Государственный бюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов. Госбюджет выполняет много функций, но главных из них три: распределительная, контрольная и регулирующая. Именно через эти функции в совокупности государственный бюджет становится регулирующим экономику рычагом в руках государства.

Кроме государственного бюджета существуют внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в России к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В странах с федеративным устройством принято различать федеральный, региональный и местный бюджет. В связи с вышесказанным используется следующая терминология:

- консолидированный бюджет – бюджет, складывающийся из федерального, региональных и местных бюджетов;

- расширенный бюджет – федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.

Госбюджет имеет стандартную структуру и состоит из двух разделов: доходов и расходов, сведенных в обыкновенный баланс. Доходы госбюджета состоят из налогов, неналоговых поступлений (доходов от государственной собственности, государственной торговли), взносов в государственные фонды социального страхования. Расходы включают в себя затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели); затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ); расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам; административно-управленческие расходы (содержание правительственных органов, правоохранительной деятельности, и проч.); платежи по государственному долгу. Все виды доходов и расходов необходимо охарактеризовать в работе, особое внимание, уделив характеристике налогов.

В заключение данной главы важно отметить, что бюджет – это всегда компромисс между носителями различных социально-экономических интересов: собственниками и наемными работниками, общегосударственными и местными интересами, промышленностью и сельским хозяйством, отдельными отраслями и фирмами.

Расходы и доходы государственного бюджета могут не совпадать и, в связи с этим, государственный бюджет может быть сбалансированным и несбалансированным. Проблеме сбалансированности госбюджета должна быть полностью посвящена вторая глава.

Если расходы меньше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным профицитом. Обратная ситуация, т.е. превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом. Дефицит (и профицит) может быть общим и первичным. Первичный – дефицит это общий дефицит госбюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит госбюджета:

- фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими доходами и расходами правительства;

- структурный дефицит – это разность между доходами и расходами госбюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости;

- циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом.

Экономическая теория рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита: выпуск новых денег и займы (внутренние и внешние). Первый способ связан с эффектом монетизации, второй - с эффектом вытеснения. Сущность данных эффектов желательно проанализировать в работе.

Государство решает проблему сбалансированности бюджета, проводя бюджетно-налоговую политику, которая бывает дискреционной (гибкой) и недискреционной (автоматической). Давая характеристику каждому виду бюджетно-налоговой политики, необходимо обратить внимание на проблему выбора времени и возникающий в связи с этим эффект Танзи-Оливера, согласно которому поступления от налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и выплатой налога, когда инфляция очень высока. Кроме этого нужно определить, что такое встроенные стабилизаторы, мультипликатор сбалансированного бюджета, сформулировать известную теорему Хаавельмо.

Заканчивая данную главу, нужно проанализировать три подхода к проблеме балансирования бюджета: бюджет, балансируемый ежегодно; бюджет, балансируемый на циклической основе; функциональное финансирование бюджета.

В третьей главе следует дать определение государственному долгу, показать разницу между внутренним и внешним долгом и его взаимосвязь с дефицитом государственного бюджета, рассмотреть проблемы, связанные с наличием государственного долга и необходимостью его выплаты. При этом нужно обратить внимание на процесс рефинансирования государственного долга и схему финансирования бюджетного дефицита, называемую схемой Понзи. При анализе проблемы государственного долга желательно привести теорему эквивалентности Рикардо-Барро, которая важна и интересна, прежде всего, тем, что обращает внимание на проблемы межвременного выбора в процессе потребления и связи между нынешними и будущими поколениями налогоплательщиков, а эта тема будет всегда актуальна, особенно в странах, сталкивающихся с долгосрочной государственной задолженностью.

В заключительной главе курсовой работы следует обязательно проанализировать состояние государственного бюджета Российской Федерации.