logo
Экономическая теория_Курсовые работа_Киян

Конкуренция, ее сущность и роль в рыночной экономике.

В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности – это сложный процесс, предполагающий сложное взаимодействие юридических и физических лиц, наличие многочисленных противоречий. Одним из наиболее существенных средств разрешения этих противоречий является конкуренция. В первой главе работы необходимо проанализировать сущность и роль конкуренции в рыночной экономике.

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции, борьба производителей продукции за потребителя с целью увеличения прибыли.

Необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в рыночной экономике, можно сказать: нет конкуренции – нет рынка. Конкуренция благоприятствует возникновению тождества личных и общественных интересов, «невидимой рукой» управляет корыстными мотивами предприятий и поставщиков ресурсов таким образом, чтобы стимулировать общество в эффективном использовании редких ресурсов. Именно конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены товара до уровня, соответствующего издержкам, заставляет предприятия удовлетворять желания потребителей, повышать качество продукции, переходить на самые эффективные технологии производства.

Во второй главе следует рассмотреть основные виды конкуренции. В зависимости от того, какие предприятия участвуют в конкурентной борьбе, выделяется внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. По методам конкурентной борьбы можно разделить ценовую и неценовую конкуренцию. В практике рыночных отношений разделяют также добросовестную и недобросовестную конкуренцию. В зависимости от условий, в которых действует конкуренция, от количества предприятий, характера производимой продукции, степени открытости экономики и экономической свободы выделяется совершенная и несовершенная конкуренция.

В третьей главе предстоит проанализировать основные модели рынка, отличающиеся степенью развития конкурентной борьбы. В действительности в условиях развитой рыночной экономики существует бесконечное количество ситуаций и структур рынка, располагающихся между крайними полюсами. На одном полюсе встречается единственный производитель, господствующий на рынке данного вида товара, на другом – тысячи предприятий и фирм, каждая из которых производит незначительную часть рыночной продукции. Между этими полюсами располагается безграничное количество рыночных структур. Для изучения все действующие структуры сведены в четыре модели рынка:

1) чистая конкуренция, представляющая рынок совершенной конкуренции,

2) чистая монополия,

3) монополистическая конкуренция,

4) олигополия, представляющие вместе рынок несовершенной конкуренции. Все эти модели характеризуются:

- различным количеством предприятий и фирм, формирующих рынок;

- различным типом производимой и реализуемой продукции;

- различными методами формирования цены и степенью контроля над рыночной ценой;

- различной степенью влияния конкуренции на цену, объемы производства и уровень спроса, различными методами конкурентной борьбы;

- разной степенью взаимной зависимости или ее отсутствием;

- различными условиями вступления новых фирм на рынок данной продукции и выхода из него.

Анализируя каждую модель рынка, необходимо также охарактеризовать спрос на продукцию каждой фирмы и отрасли в целом, динамику доходов (среднего, валового и предельного). После чего нужно перейти к анализу ценовой политики в краткосрочном и долгосрочном периоде и ее возможных результатов, в составе которых: максимизация прибыли, минимизация убытков, закрытие и равновесие. Большое значение имеет характеристика специфических процессов, сопровождающих определение цены и объема производства в каждой модели (ценовой дискриминации и регулирования цен правительством в условиях чистой монополии, неценовой конкуренции в условиях олигополии, взаимной зависимости и согласованных действий в условиях олигополии). Закончить рассмотрение моделей рынка необходимо анализом их экономической эффективности. При этом нужно сравнить результаты функционирования данных моделей и сделать вывод какая из них более выгодна для общества, какая позволяет наиболее эффективно распределить ограниченные экономические ресурсы, использовать наиболее экономичные технологии, производить необходимые потребителям виды продукции высокого качества и в нужном количестве и предлагать товары и услуги по самым низким ценам из всех возможных.

Заключительная глава курсовой работы должна быть посвящена вопросу защиты конкурентной среды. Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкуренции государством. Основная цель при этом состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие виды и тем самым ослабили позитивные совокупные результаты конкуренции. Особенно важно установить пределы господства монополий.

Изложения теоретического материала обязательно нужно сопровождать материалом о развитии конкуренции в России и методах защиты конкуренции, применяемых в российской экономике.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4