5.3. Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства
При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:
• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
• выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.
Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:
• увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
• «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;
• ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства. Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.Хайек, «...плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции».
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
Механизм формирования потерь общества в результате монополизации рынка проиллюстрирован графически (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Последствия монополизации рынка
В условиях совершенной конкуренции потребитель покупает, а производитель продает продукцию в объеме Qе по цене ре . Выручка продавца от реализации продукции составляет площадь прямоугольника 0 ре е Qе. Поскольку кривая предложения совпадает с кривой издержек производства, то затраты на производство продукции в объеме Qе составляет площадь фигуры 0 С е Qе , в прибыль (разность между выручкой от реализации и издержками производства), соответственно, площадь треугольника ре С е. Эффект (излишек) потребителя равен площади треугольника ре е D. Отсюда суммарный эффект потребителя и производителя равен сумме прибыли, полученной производителем, и излишка потребителя, т.е. площади треугольника С е D.
В условиях монополизации рынка цена повышается до уровня рm , а объем продукции сокращается до Qm . В результате потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (рe рm Me) – он вынужден покупать продукции меньше (Q) и по более высокой цене (р). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (рe рm ML), другая же часть потребительского эффекта (LMe) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистые потери общества. По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополизации рынков и силу этого нерационального распределения ресурсов в США достигает 2% валового национального продукта страны.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
• поощрение создания товаров – заменителей;
• поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);
• привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
• финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
• государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Во всех странах рыночной экономики имеются законы:
• запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;
• не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;
• предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же наиболее давнюю историю. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в 1890 г. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Параграф 2 Закона Шермана гласит: «Любое лицо, которое будет или пытается монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли.., будет считаться виновным в совершении преступления...».
Система антимонопольного законодательства имеется и в странах Западной Европы, однако следует отметить, что западноевропейское законодательство более либерально.
Весьма сложной проблемой является определение факта монополизации. Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, на долю трех – 50%, на долю пяти – 66,6% рыночного оборота. Вообще считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурируют не менее 10 продавцов.
Д n
ИХХ = xi2,
г i=1
xi – доля фирмы, выраженная в процентах;
п – общее число фирм на рынке.
Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10 102); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (102 8 + 202).
Для каждого отраслевого рынка государством определяются нормативные значения ИХХ, отклонения от них – это сигнал о необходимости демонополизации рынка.
Антимонопольная деятельность государства в России. Как уже отмечалось, демонополизация российской экономики – одно из важнейших условий перехода к рынку. Все мероприятия, направленные на развитие конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры и т.п.), экономически способствуют демонополизации.
В конце 1991 г. в России был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности был создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет).
Согласно российскому законодательству доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. Однако доминирующим может быть признано по решению Антимонопольного комитета и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Закон предполагает целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение. В то же время Законом предусматриваются меры по развитию конкуренции.
Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона «О естественных монополиях», который «определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий». Закон определяет также субъектов естественных монополий (Приложение 5.2).
Выводы
1. Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции – ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Первая ведет к выигрышу потребителя (общества), вторая приносит выгоды только продавцу. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца и отдельный продавец на цену повлиять не может.
2. Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка – установлению диктата продавца. Современный рынок – это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию – рынок несовершенной конкуренции. Существуют три основных типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
3. Чистая монополия – это рынок, на котором наличествует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от непосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают. Олигополия – это рынок, на котором функционирует несколько продавцов. Особенность олигополистического рынка – это взаимозависимость всех продавцов. Монополистическая конкуренция предполагает множество продавцов однотипной, но дифференцированной продукции, которые могут сами устанавливать цены, но именно множественность продавцов порождает между ними конкуренцию.
4. Отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества. Выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несет покупатель. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции – одна из важнейших функций государства. В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.
- Библиотека экономиста
- Введение экономика как наука
- 1. Предмет и метод экономики
- 2. Основные этапы развития экономической науки
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел I общие основы экономики
- Г л а в а 1 потребности и ресурсы
- 1.1. Потребности. Производство и его факторы
- 1.2. Производственные возможности
- Альтернативные возможности производства масла и пушек
- 1.3. Проблема выбора и экономические системы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 2 собственность: экономическое содержание и формы
- 2.1. Собственность: экономическое содержание
- 2.2. Формы собственности
- 2.3. Приватизация в России: необходимость, методы и итоги
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 3 современное рыночное хозяйство
- 3.1. Товарное производство. Товар и его свойства
- 3.2. Деньги: сущность, функции и количество
- Динамика денежных агрегатов на 1 января соответствующего года (в трлн. Руб.)
- 3.3. Сущность и основные черты рыночного хозяйства
- 3.4. Место и роль государства в рыночной экономике
- Модели рыночных экономик
- 3.5. Переходная экономика России
- Основные социально-экономические показатели развития России (в % к предыдущему году)
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II микроэкономика
- Г л а в а 4 рыночный механизм
- 4.1. Основы теории потребительского выбора
- Положение равновесия потребителя
- 4.2. Спрос: понятие, факторы, эластичность
- На товар низшей категории
- 4.3. Предложение: понятие, факторы, эластичность
- 4.4. Рыночное равновесие и его нарушения
- Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие
- Равновесный объем
- На равновесную цену и равновесный объем
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 5 конкуренция и монополия
- 5.1. Конкуренция: сущность, методы, последствия. Рынок совершенной конкуренции
- 5.2. Несовершенная конкуренция: сущность, типы, методы
- Основные характеристики трех типов несовершенной конкуренции
- 5.2.1. Чистая монополия
- 5.2.2. Олигополия
- 5.2.3. Монополистическая конкуренция
- 5.3. Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства
- Приложение
- 5.2. Федеральный закон «о естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. (сз, 1995, № 34, ст. 3426) [ извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 6 предприятие – основное звено рыночной экономики
- 6.1. Предприятие: сущность и основные характеристики
- 6.2. Организационно-правовые формы предприятий
- Преимущества и недостатки основных форм предприятий
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 7 процесс производства и результаты деятельности предприятия
- 7.1. Объем производства: совокупный, средний и предельный продукт
- Возможные комбинации труда и капитала для производства 100 ед. Продукции
- Совокупный, средний и предельный продукт труда
- 7.2. Издержки производства
- 7.3. Доходы предприятия
- Конкурентной фирмы
- Неконкурентной фирмы
- 6.4. Максимизация прибыли
- Конкурентной фирмы
- Результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- 8.1. Спрос на экономические ресурсы
- 8.2. Пофакторное распределение доходов
- 8.2.1. Рынок труда и заработная плата
- 0 Предложение труда, чел.-час.
- Среднемесячная заработная плата (в тыс. Руб.)
- 8.2.2. Рынок земли и рента
- 8.2.3. Рынок капитала и процент
- 8.3. Пофакторное распределение доходов и социальная справедливость
- Распределение общего объема денежных доходов населения
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III макроэкономика
- Г л а в а 9 макроэкономические показатели
- 9.1. Национальный объем производства
- Состав валового внутреннего продукта России в 1998 г. (в млрд. Руб.)
- 9.2. Безработица: понятие, типы, последствия
- 9.3. Инфляция: сущность, методы исчисления, причины и последствия
- Доля безработных, %
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 10 макроэкономическое равновесие
- 10.1. Совокупный спрос, совокупное предложение и их равновесие
- Валовой национальный продукт
- 10.2. Соответствие совокупных расходов валовому национальному продукту
- 10.2.1. Потребление и сбережения
- Структура денежных расходов населения России (в трлн руб.)
- 10.2.2. Инвестиционный спрос
- 10.2.3. Равновесие совокупных расходов и внп
- Валовой национальный продукт
- «Совокупные расходы–внп»
- «Инвестиции–сбережения»
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 11 государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг
- 11.1. Налоги, их функции, принципы налогообложения
- 11.2. Налоговая система России
- 11.3. Государственный бюджет
- Структура доходов и расходов государственного бюджета ссср
- Структура доходов и расходов федерального бюджета России 1997 г. (в %)
- 11.4. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Бюджетный дефицит (в % к внп)
- Приложение
- 11.1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. От 31 июля 1998 г. (сз, 1998, № 31, ст. 3824) [ извлечение]
- 11.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (сз, 1998, № 31, ст. 3823) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 12 фискальная политика государства
- 12.1. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы
- Объем производства (внп)
- На объем национального производства
- 12.2. Виды и эффективность фискальной политики
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 13 банковская система и предложение денег
- 13.1. Кредит: сущность, функции и виды
- 13.2. Коммерческие банки и их операции
- Баланс банка на начало года
- 13.3. Центральный банк и его функции
- Баланс центрального банка (цифры условные)
- 13.4. Современная банковская система России
- Приложение
- 13.1. Федеральный закон «о банках и банковской деятельности» в ред. От 3 февраля 1996 г. (сз, 1996, № 6, ст. 492) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 14 денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- 14.1. Спрос на деньги. Денежный рынок
- 14.2. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 15 динамика экономического развития
- 15.1. Экономический рост
- 0 Потребительские товары
- Экономический рост
- Структура ввп стран «большой семерки» и России (в %)
- 15.2. Содержание и общие черты экономического цикла
- «Длинные волны» н. Кондратьева
- Основные мероприятия антициклической политики
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV экономика мирового хозяйства
- Г л а в а 16 международная торговля
- 16.1. Мировая торговля и ее экономическая основа
- 16.2. Внешнеторговая политика страны
- Внешняя торговля России (в млрд. Долл. Сша)
- Структура внешней торговли России в 1997 г. (в %)
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 17 международное движение капитала
- 17.1. Международная миграция капитала: сущность, причины и формы
- 17.2. Современный международный рынок капиталов
- 17.3. Россия на мировом рынке капиталов
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 18 международное перемещение рабочей силы
- 18.1. Мировой рынок труда
- 18.2. Регулирование международной миграции рабочей силы
- 18.3. Россия на международном рынке труда
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 19 международные валютные отношения
- 19.1. Основные этапы развития мировой валютной системы
- 19.2. Валютный рынок и валютные курсы
- При гибких валютных курсах
- 19.3. Платежный баланс страны
- Платежный баланс: стандартные компоненты
- Платежный баланс Российской Федерации за 1997 г. (в млн. Долл.)
- 19.4. Современная валютная система России
- Динамика курса рубля (деноминированных рублей за 1 доллар; декабрь соответствующего года)
- Приложение
- 19.1. Закон Российской Федерации «о валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. (ввс, 1992, № 45, ст. 2542) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Программа курса «экономика»
- Раздел 1
- Тема 1
- Тема 2 Типы и формы собственности. Приватизация.
- Тема 3 Современная рыночная экономика
- Раздел 2 микроэкономика
- Тема 4 Теория спроса и предложения
- Тема 5 Конкуренция и монополия
- Тема 6 Предпринимательство и предприятие
- Тема 7 Теория производства. Издержки производства, доходы и прибыль фирмы
- Тема 8 Рынки ресурсов и формирование факторных доходов
- Раздел 3 макроэкономика
- Тема 9
- Основные макроэкономические показатели.
- Тема 10 Макроэкономическое равновесие
- Тема 11 Государственный бюджет и фискальная политика государства
- Тема 12 Денежно-кредитная система и монетарная политика государства
- Тема 13 Экономический рост и цикличность экономического развития
- Раздел 4 мировая экономика
- Тема 14
- Международная торговля
- Тема 15 Международное перемещение факторов производства
- Тема 16 Международная валютная система
- Список дополнительной литературы
- 1. Учебники и учебные пособия
- 2. Монографии
- Содержание
- Раздел I общие основы экономики 10
- Раздел II микроэкономика 50
- Раздел III макроэкономика 121
- Раздел IV экономика мирового хозяйства 214
- Е.Г. Ефимова
- Экономика
- Для юристов
- Учебник
- 432601, Г, Ульяновск, ул. Гончарова, 14