5.2.1. Чистая монополия
Чистая монополия (от греч. моно – один, полео – продавец) – это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей.
Понятие монополия имеет двоякий смысл: во-первых, под монополией понимается крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли («Кока-кола», «Ксерокс», «Форд» и др.); во-вторых, под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Как отмечает М.Фридмен, «Монополия наличествует всегда, когда... предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к оным».
Монопольное положение на рынке может занимать не только крупное, но и небольшое предприятие, если только оно поставляет на рынок основную массу продукции данного вида; с другой стороны, крупное предприятие может и не быть монополистом на рынке, если его доля в общем предложении невелика. Чистая монополия в масштабах национального рынка явление довольно редкое, но для местных рынков она достаточно типична. Небольшой городок: там имеется один банк, одно крупное предприятие, на котором работает большинство населения, один аэропорт, одна железнодорожная компания и т.д.
Итак, монополия означает власть над рынком, прежде всего» над ценой. Эта власть может возникать:
• при отсутствии близких заменителей;
• когда имеются существенные барьеры для вступления в отрасль, обусловленные наличием у доминирующего предприятия низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;
• при наличии государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак;
• в случае исключительного права доступа к каким-либо природным ресурсам и др.
Продавцы могут занять доминирующее положение на рынке и в результате заключения тайных или явных соглашений о разделе рынков и об уровне цен, а также в результате создания искусственного дефицита и т.п.
Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой (установления монопольно высоких или монопольно низких цен) или объемом производства на монополизированном рынке.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»:
• монопольно высокая цена – цена товара, устанавливаемая продавцом... с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;
• монопольно низкая цена:
цена, устанавливаемая покупателем в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца,
цена товара, сознательно устанавливаемая продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.
В зависимости от причин, позволяющих отдельным фирмам, предприятиям или их объединениям занимать на соответствующих рынках доминирующее положение, различают несколько типов монополий:
• монополия, порождаемая конкуренцией (искусственная монополия). В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, и производство постепенно концентрируется на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, которые определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены и т.д.;
• технологические особенности производств, обусловливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.п.) порождают технологическую или естественную монополию – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в условиях отсутствия конкуренции;
• государственная (легальная) монополия – исключительное право государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.;
• временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом. Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения;
• случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит закрепляется намеренно.
Отдельно следует остановиться на особенностях монополий, сложившихся в плановой экономике. Плановой экономике был характерен тотальный ведомственно-отраслевой монополизм, насаждавшийся «сверху» в отличие от рыночной экономики, где монополии вырастают «снизу». Специфика этого планового монополизма связана прежде всего с тем, что он возникал не в результате развития состязательных отношений между производителями, а базировался на постоянном, хроническом дефиците. В этих условиях практически каждое крупное предприятие становилось монополистом. При этом часто крупные объединения, фактически монополизировавшие соответствующие рынки, создавались исходя не из какой-либо экономической целесообразности, а из соображений удобства государственного управления.
Государство стремилось ограничить число управляемых единиц, концентрируя производство на минимальном числе предприятий. К началу 90-х годов в СССР 1800 наименований продукции выпускались на одном предприятии или объединении, более 1100 предприятий были абсолютными монополистами. В производстве многих важнейших видов продукции господствовали 2–3 предприятия.
В этих условиях покупатели были вынуждены приобретать ту продукцию и такого качества, какую поставляли предприятия-монополисты и по ценам, утверждаемым государством. У покупателей не было выбора, а у производителей – проблем с реализацией продукции любого уровня и качества. У гигантских заводов-монополистов не было заинтересованности в техническом прогрессе. Именно сверхмонополизация российской экономики явилась одной из причин падения эффективности производства и превратилась в главный барьер на пути экономических реформ.
- Библиотека экономиста
- Введение экономика как наука
- 1. Предмет и метод экономики
- 2. Основные этапы развития экономической науки
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел I общие основы экономики
- Г л а в а 1 потребности и ресурсы
- 1.1. Потребности. Производство и его факторы
- 1.2. Производственные возможности
- Альтернативные возможности производства масла и пушек
- 1.3. Проблема выбора и экономические системы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 2 собственность: экономическое содержание и формы
- 2.1. Собственность: экономическое содержание
- 2.2. Формы собственности
- 2.3. Приватизация в России: необходимость, методы и итоги
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 3 современное рыночное хозяйство
- 3.1. Товарное производство. Товар и его свойства
- 3.2. Деньги: сущность, функции и количество
- Динамика денежных агрегатов на 1 января соответствующего года (в трлн. Руб.)
- 3.3. Сущность и основные черты рыночного хозяйства
- 3.4. Место и роль государства в рыночной экономике
- Модели рыночных экономик
- 3.5. Переходная экономика России
- Основные социально-экономические показатели развития России (в % к предыдущему году)
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II микроэкономика
- Г л а в а 4 рыночный механизм
- 4.1. Основы теории потребительского выбора
- Положение равновесия потребителя
- 4.2. Спрос: понятие, факторы, эластичность
- На товар низшей категории
- 4.3. Предложение: понятие, факторы, эластичность
- 4.4. Рыночное равновесие и его нарушения
- Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие
- Равновесный объем
- На равновесную цену и равновесный объем
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 5 конкуренция и монополия
- 5.1. Конкуренция: сущность, методы, последствия. Рынок совершенной конкуренции
- 5.2. Несовершенная конкуренция: сущность, типы, методы
- Основные характеристики трех типов несовершенной конкуренции
- 5.2.1. Чистая монополия
- 5.2.2. Олигополия
- 5.2.3. Монополистическая конкуренция
- 5.3. Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства
- Приложение
- 5.2. Федеральный закон «о естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. (сз, 1995, № 34, ст. 3426) [ извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 6 предприятие – основное звено рыночной экономики
- 6.1. Предприятие: сущность и основные характеристики
- 6.2. Организационно-правовые формы предприятий
- Преимущества и недостатки основных форм предприятий
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 7 процесс производства и результаты деятельности предприятия
- 7.1. Объем производства: совокупный, средний и предельный продукт
- Возможные комбинации труда и капитала для производства 100 ед. Продукции
- Совокупный, средний и предельный продукт труда
- 7.2. Издержки производства
- 7.3. Доходы предприятия
- Конкурентной фирмы
- Неконкурентной фирмы
- 6.4. Максимизация прибыли
- Конкурентной фирмы
- Результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- 8.1. Спрос на экономические ресурсы
- 8.2. Пофакторное распределение доходов
- 8.2.1. Рынок труда и заработная плата
- 0 Предложение труда, чел.-час.
- Среднемесячная заработная плата (в тыс. Руб.)
- 8.2.2. Рынок земли и рента
- 8.2.3. Рынок капитала и процент
- 8.3. Пофакторное распределение доходов и социальная справедливость
- Распределение общего объема денежных доходов населения
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III макроэкономика
- Г л а в а 9 макроэкономические показатели
- 9.1. Национальный объем производства
- Состав валового внутреннего продукта России в 1998 г. (в млрд. Руб.)
- 9.2. Безработица: понятие, типы, последствия
- 9.3. Инфляция: сущность, методы исчисления, причины и последствия
- Доля безработных, %
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 10 макроэкономическое равновесие
- 10.1. Совокупный спрос, совокупное предложение и их равновесие
- Валовой национальный продукт
- 10.2. Соответствие совокупных расходов валовому национальному продукту
- 10.2.1. Потребление и сбережения
- Структура денежных расходов населения России (в трлн руб.)
- 10.2.2. Инвестиционный спрос
- 10.2.3. Равновесие совокупных расходов и внп
- Валовой национальный продукт
- «Совокупные расходы–внп»
- «Инвестиции–сбережения»
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 11 государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг
- 11.1. Налоги, их функции, принципы налогообложения
- 11.2. Налоговая система России
- 11.3. Государственный бюджет
- Структура доходов и расходов государственного бюджета ссср
- Структура доходов и расходов федерального бюджета России 1997 г. (в %)
- 11.4. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Бюджетный дефицит (в % к внп)
- Приложение
- 11.1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. От 31 июля 1998 г. (сз, 1998, № 31, ст. 3824) [ извлечение]
- 11.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (сз, 1998, № 31, ст. 3823) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 12 фискальная политика государства
- 12.1. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы
- Объем производства (внп)
- На объем национального производства
- 12.2. Виды и эффективность фискальной политики
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 13 банковская система и предложение денег
- 13.1. Кредит: сущность, функции и виды
- 13.2. Коммерческие банки и их операции
- Баланс банка на начало года
- 13.3. Центральный банк и его функции
- Баланс центрального банка (цифры условные)
- 13.4. Современная банковская система России
- Приложение
- 13.1. Федеральный закон «о банках и банковской деятельности» в ред. От 3 февраля 1996 г. (сз, 1996, № 6, ст. 492) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 14 денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- 14.1. Спрос на деньги. Денежный рынок
- 14.2. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 15 динамика экономического развития
- 15.1. Экономический рост
- 0 Потребительские товары
- Экономический рост
- Структура ввп стран «большой семерки» и России (в %)
- 15.2. Содержание и общие черты экономического цикла
- «Длинные волны» н. Кондратьева
- Основные мероприятия антициклической политики
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV экономика мирового хозяйства
- Г л а в а 16 международная торговля
- 16.1. Мировая торговля и ее экономическая основа
- 16.2. Внешнеторговая политика страны
- Внешняя торговля России (в млрд. Долл. Сша)
- Структура внешней торговли России в 1997 г. (в %)
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 17 международное движение капитала
- 17.1. Международная миграция капитала: сущность, причины и формы
- 17.2. Современный международный рынок капиталов
- 17.3. Россия на мировом рынке капиталов
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 18 международное перемещение рабочей силы
- 18.1. Мировой рынок труда
- 18.2. Регулирование международной миграции рабочей силы
- 18.3. Россия на международном рынке труда
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 19 международные валютные отношения
- 19.1. Основные этапы развития мировой валютной системы
- 19.2. Валютный рынок и валютные курсы
- При гибких валютных курсах
- 19.3. Платежный баланс страны
- Платежный баланс: стандартные компоненты
- Платежный баланс Российской Федерации за 1997 г. (в млн. Долл.)
- 19.4. Современная валютная система России
- Динамика курса рубля (деноминированных рублей за 1 доллар; декабрь соответствующего года)
- Приложение
- 19.1. Закон Российской Федерации «о валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. (ввс, 1992, № 45, ст. 2542) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Программа курса «экономика»
- Раздел 1
- Тема 1
- Тема 2 Типы и формы собственности. Приватизация.
- Тема 3 Современная рыночная экономика
- Раздел 2 микроэкономика
- Тема 4 Теория спроса и предложения
- Тема 5 Конкуренция и монополия
- Тема 6 Предпринимательство и предприятие
- Тема 7 Теория производства. Издержки производства, доходы и прибыль фирмы
- Тема 8 Рынки ресурсов и формирование факторных доходов
- Раздел 3 макроэкономика
- Тема 9
- Основные макроэкономические показатели.
- Тема 10 Макроэкономическое равновесие
- Тема 11 Государственный бюджет и фискальная политика государства
- Тема 12 Денежно-кредитная система и монетарная политика государства
- Тема 13 Экономический рост и цикличность экономического развития
- Раздел 4 мировая экономика
- Тема 14
- Международная торговля
- Тема 15 Международное перемещение факторов производства
- Тема 16 Международная валютная система
- Список дополнительной литературы
- 1. Учебники и учебные пособия
- 2. Монографии
- Содержание
- Раздел I общие основы экономики 10
- Раздел II микроэкономика 50
- Раздел III макроэкономика 121
- Раздел IV экономика мирового хозяйства 214
- Е.Г. Ефимова
- Экономика
- Для юристов
- Учебник
- 432601, Г, Ульяновск, ул. Гончарова, 14