Идентификационные показатели сфер жизни
Рис. 1 Модель идентификационных показателей различных сфер жизни для жителей села и города.
Слабая экономическая идентичность как составляющая социальной идентичности с одной стороны, и как часть экономического сознания личности - с другой, может объясняться с двух точек зрения: как результат действия объективных социальных факторов и как результат субъективной оценки ситуации. Поэтому в случае, если рассматривать слабую выраженность идентичности сельских и городских в экономическом плане как следствие воздействия объективных социальных факторов, то необходимо изменение экономической политики, экономических условий в стране. Жители села и города не могут четко осознать себя в качестве представителей денежных отношений и отношений собственности, т.к. обладают недостаточными материальными благами. Собственность не обладает ценностью для них из-за низкого качества или недостаточного количества. Объективными факторами, влияющими на экономическую ситуацию субъектов, могут быть: уменьшение заработной платы, повышение цен (в т. ч. на саму собственность), изменения в карьере, инфляция и т.п. С другой стороны, в любой ситуации происходит ее субъективная оценка человеком. И в определении своего экономического статуса человек все же в большей мере опирается именно на субъективные психологические критерии (стандарты богатства и бедности, социальные потребности, притязания, восприятие и отношение к бедности и богатству и т.п.), чем на объективные основания, связанные с реальным материальным положением. Таким образом, субъективное экономическое благополучие, осознание человеком своего имущественного статуса, величины реальных доходов предполагает соотнесение объективного экономического положения с внутренней системой своих экономических «координат» (границы бедности и богатства, показатели жизни богатых и бедных людей, показатель успешности в деловой сфере, желаемое материальное положение и т.п.).
Осознание человеком своей экономической идентичности - своего рода выбор соответствующего материального уровня жизни, притязания на определенный уровень экономического благосостояния. Человек осознает меру различия между своим реальным доходом и желаемым с помощью своих внутренних потребностей и желаний, а также с помощью определенных стандартов и границ, задаваемых группой, к которой он хочет принадлежать. Если человек хочет принадлежать к группе хорошо обеспеченных материально людей, но при этом понимает, что его доходов явно недостаточно, для того, чтобы быть отнесенным к этой группе, то он будет испытывать чувство неудовлетворенности материальным положением. В связи с этим здесь появляется и вопрос активности человека по улучшению своей экономической ситуации. Возможность человека повлиять на свой экономический статус такой же важный аспект экономической идентичности, как и групповые стандарты. Активные люди лучше и быстрее проходят процесс идентификации с группой, т.к. сами конструируют социальную реальность и изменяют ее.
Исследователи вопросов экономического благополучия (N.Ackerman, B.Paolucci) установили, что доход, его оценка и удовлетворенность им часто не совпадают, но могут сосуществовать одновременно в сознании индивида как отдельные явления. При этом субъективная оценка величины дохода имеет большее значение для удовлетворенности материальным положением, чем реальный объективный уровень достатка. Это подтверждает и наше исследование: люди, получающие одинаковую заработную плату, на шкале бедности-богатства оценивали экономический свой уровень неодинаково и ставили себя на разные ступени. Различия в субъективном оценивании себя с точки зрения экономических субъектов проявились при этом не только в когнитивном, но и в эмоциональном компоненте экономической идентичности: у опрошенных представителей села и города при одинаковом доходе наблюдалась разная степень удовлетворенности своим положением.
Таким образом, наше исследование подтвердило, что главная детерминанта существующего экономического положения, оценки экономической политики по месту жительства и по стране и особенности экономического поведения находится непосредственно в самих людях, а не в политикоэкономических условия страны. Поэтому можно сделать вывод о том, что изменения экономического положения страны (например, все будут получать одинаково высокую заработную плату) не гарантируют изменения в его оценке людьми.
Очевидная значимость исследований вопросов субъективного оценивания экономического положения означает необходимость более широких исследований этих вопросов. Следует изучать потребности, степень удовлетворенность различными аспектами жизни и материальные достижения (реальные и желаемые) в целостности и взаимосвязано, чтобы установить детерминанты существующих экономических отношений и экономического поведения граждан.
Заключение. Основным выводом данной работы является доказанный в исследовании факт, что в определении своего экономического статуса человек все же в большей мере опирается именно на субъективные психологические критерии (стандарты богатства и бедности, социальные потребности, притязания, восприятие и отношение к бедности и богатству и т.п.), чем на объективные основания, связанные с реальным материальным положением.
Было также установлено, что е у типичных сельских и городских жителей со средним доходом наблюдается слабая экономическая идентичность. Представители жителей сельской местности и города в первую очередь осознают себя как социального субъекта, как личность и как субъекта деятельности, но очень слабо люди отождествляют себя с группами и другими людьми по физическим данным, отношениям с внешней физической средой, материальным показателям собственности и доходов, а также по коммуникативным критериям.
В отношениях собственности и денег наиболее противоречивыми из компонентов экономической идентичности оказались когнитивный и эмоциональный. Опрошенные представители двух типов населенных пунктов ощущают большое рассогласование своего реального материального положения и желаемого. Именно поэтому видимо люди не идентифицируют себя в достаточной с определенной группой людей, т.к. они не хотят принадлежать к одной группе (полюс бедности), но не могут при этом отнести себя к желаемой группе (полюс богатства). Когнитивный и эмоциональный компоненты экономической идентичности тесно взаимосвязаны между собой, и осознание своего несоответствия стандартам группы ведет к неудовлетворенности своим материальным положением.
Существуют особенности проявления экономической идентичности сельских и городских жителей, но в целом идентичность сельских и городских жителей в целом сходна. Идентичность как городских, так и сельских жителей имеет наиболее сильную степень выраженности в категории их социального Я (т.е. профессия, семейные отношения, пол, групповая принадлежность), деятельного Я (занятия, увлечения, интересы) и рефлексивного Я (личностные качества, особенности характера, персональные характеристики).
Выявленное в ходе исследования значительное сходство идентичности (в т.ч. экономической идентичности) говорит о том, что в современном обществе стирается граница между жителями сел и городов. Этот факт имеет общественно-политическую значимость, т.к. свидетельствует об утрате привилегий города в экономическом плане, что может привести к нежелательным последствиям для экономики страны, поэтому данный факт должен быть изучен психологами, социологами и экономистами более подробно.
Библиография
Хащенко В. А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журнал, 2004, том 25, № 5, с. 32-49.
- Гоу впо «Омский государственный технический университет» Факультет гуманитарного образования Кафедра «Психология труда и организационная психология» Лаборатория экономической психологии
- Оглавление
- Экономическая и организационная психология
- Секция 1. Психологические аспекты освоения социальноэкономического пространства Факторы экономического поведения в ситуациях психологической игры
- Условия игры
- I 50,0 н 40,0
- 100 Т.Р. 1 т.Р. 10 т.Р. Исходная сумма
- Идентификационные показатели сфер жизни
- Рациональность и экономическое поведение: междисциплинарный подход
- Психосемантический анализ товарного фетишизма у подростков
- Личностные факторы эмоционального выгорания операционнокассовых работников
- Эмоциональное содержание феномена акме
- Особенности формирования профессионального самосознания в процессе получения психологического образования
- Самосознание как детерминант копинг-поведения в ситуации трудоустройства
- Формирование учебного пространства в условиях совершенствования системы профессионального самоопределения