III. Резервы в части трудовых ресурсов. К ним относятся:
доведение числа рабочих до планового уровня (определяется умножением числа недостающих рабочих на среднегодовую выработку одного рабочего);
ликвидация причин целосменных и внутрисменных простоев рабочих;
осуществление организационно-технических мероприятий по снижению трудоемкости изготовления продукции.
Зная резервы по каждой из трех групп, следует определить общую сумму резерва увеличения выпуска продукции. Складывать полученные нами: суммы резервов нельзя, так как они относятся к разным группам факторов (ресурсов). В качестве резерва увеличения выпуска продукции принимается комплектная величина резервов, т.е. наименьшая сумма из итогов резервов трех групп. Наименьшая сумма берется потому, что она обеспечена резервами по двум другим группам, т.е. является комплектной.
Определив резерв увеличения выпуска продукции, найдем резерв роста объема ее реализации. Такой резерв в сфере производства равняется комплектному резерву увеличения выпуска продукции.
Анализ объема производства продукции
Анализ динамики производства и реализации продукции проводится на основе данных бухгалтерского и оперативного (управленческого) учета путем сравнения показателей объема производства и реализации готовой продукции за рассматриваемые периоды.
Анализ выполнения заданий бизнес-плана по производству (выпуску) продукции начинают с изучения степени выполнения плана по валовой и товарной продукции, а также динамики этих показателей в течение ряда периодов.
Представим исходные данные для анализа в следующей таблице:
ПоказателиЗа предыдущий годЗа отчетный годПроцент выполнения планаВыпуск отчетного года в процентах к выпуску предыдущего годапо планупо факту1. Валовая продукция в сопоставимых ценах
(тыс. руб.)220372279023335102,4105,92. Товарная продукция в оптовых ценах, принятых в плане (тыс. руб.)-2279023335102,4-план по валовой и товарной продукции перевыполнен на 2,4%, что составляет 545 тыс.руб. (23335 — 22790). По сравнению с предыдущим годом объем выпущенной продукции увеличился на 5,9%.
Все это позволяет дать положительную оценку деятельности организации по выпуску продукции. При анализе определяют темпы роста и прироста объема выпускаемой продукции. Среднегодовой темп роста выпуска продукции рассчитывается как среднегеометрическая или среднеарифметическая взвешенная величина.
Далее следует проанализировать состав выпущенной продукции и определить, как выполнен план выпуска сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимой считается продукция, выпускавшаяся не только в отчетном, но и в предыдущем периоде в массовом или серийном производстве (не в виде опыта). Несравнимой является продукция, впервые выпускавшаяся в анализируемом периоде в массовом или серийном производстве.
Затем следует изучить информацию о выпуске продукции, соответствующей профилю данной организации и не соответствующей ее профилю. На основе этих данных определяют коэффициент (уровень) специализации организации, как отношение продукции, соответствующей профилю организации к общему объему изготовленной продукции. Рост уровня специализации положение приводит к снижению трудоемкости изготовления продукции, повышению производительности труда и снижению себестоимости.
Состав выпущенной продукции следует проанализировать и в разрезе входящих в нее элементов, т.е. готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, реализованных другим организациям, и др. Оправданным здесь является положение, при котором рост валовой и товарной продукции достигается за счет выпуска готовой продукции, составляющей главный элемент валовой и товарной продукции.
Важным этапом анализа является изучение состава и причин изменения остатков незавершенного производства.
Если будет установлен сверхплановый прирост остатков незавершенного производства, то это означает, что на соответствующую часть уменьшится товарная продукция, следовательно, анализируемая организация не использовала всех возможностей для увеличения товарной продукции.
Сверхплановый прирост остатков незавершенного производства может быть вызван различными причинами. Их можно подразделить на две группы: 1) причины, не являющиеся виной предприятия, а также не зависящие от его деятельности; 2) причины, обусловленные недостатками в деятельности данного предприятия.
Рассмотрим подробно эти причины.
- 3. Последовательность проведения комплексного экономического анализа.
- 4. Виды экономического анализа
- 5. Принципы экономического анализа
- 6. Типы детерминированных факторных моделей
- 7. Способы преобразования детерминированных факторных моделей
- 8. Методы экономического анализа.
- 9. Приемы экономического анализа.
- 19. Анализ исполнения смет
- 20. Анализ в системе маркетинга.
- 7. Способы преобразования детерминированных факторных моделей.
- 11. Роль комплексного экономического анализа в разработке плановых показателей.
- 13. Мониторинг основных плановых показателей и его значение для комплексного экономического анализа
- 14. Сущность и значение бюджетов
- 15. Виды бюджетов.
- 16. Операционный бюджет
- 17. Финансовый бюджет
- 18. Особенности планирования объема продаж
- 20. Анализ в системе маркетинга
- 22. Анализ уровня интенсивности производства.
- 23. Анализ результатов и эффективности интенсификации производства
- 24. Оценка использования земельных ресурсов
- 25. Анализ эффективности использования сельскохозяйственных угодий.
- 26. Анализ обеспеченности рабочей силой
- 27. Анализ качественного состава рабочей силы
- 28. Анализ использования рабочего времени
- 29. Система показателей производительности труда
- 30. Факторный анализ производительности труда
- 31. Анализ состава и структуры основных средств
- 32. Анализ состояния и движения основных средств
- 33. Анализ технической оснащенности производства.
- 34. Анализ эффективности использования основных средств
- 35. Анализ объемов производства
- I. Резервы в части основных фондов. К ним относятся:
- II. Резервы в части предметов труда, т.Е. Материальных ресурсов. К ним относятся:
- III. Резервы в части трудовых ресурсов. К ним относятся:
- I группа.
- II группа.