14. Сущность и значение бюджетов
Бюджет представляет собой неотъемлемую часть общегосударственных финансов.
Общегосударственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общегосударственного продукта и национального дохода, связанного с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий.
Для выполнения своих функций государство нуждается в финансовых ресурсах, которые аккумулируются в бюджете. С помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: на затраты, на расширение производства, удовлетворение потребностей социальной сферы, содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности.
Государственный бюджет по своей внешней форме является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансов. Через госбюджет перераспределяется примерно половина национального дохода или около ? денежных доходов многих стран.
В Республике Беларусь через госбюджет в 2005году перераспределялось 40,7% национального дохода. Такое распределение не только удовлетворяет общегосударственные потребности, но и активно влияет на всю жизнь общества.
Государственный бюджет формируется в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует их финансовые взаимоотношения с государством на текущий период, платежи ассигнования из бюджета.
Основной финансовый план - государственный бюджет в процессе его составления, материализуется в централизованный фонд денежных средств государства. Бюджет, концентрируя денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. На этой стадии бюджет можно уже охарактеризовать как основной централизованный фонд денежных средств государства.
Форма бюджета и его материальное воплощение – внешние признаки государственного бюджета. Сущность его выражают экономические отношения, возникающие в процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета.
Бюджет как совокупность финансовых, денежных отношений можно выделить из общей системы экономических отношений по следующим признакам:
1. Денежной форме отношений (опосредуют движение финансовых ресурсов);
2. Сфере действия (ограничена рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств);
3. Участникам отношений (один из них всегда государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их, вторым субъектом отношений выступает предприятия, организации, учреждения и население при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов. Соответствующие взаимоотношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством);
4. Безвозмездности движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования.
Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованный фонд денежных средств государства. Для прогнозирования этих денежных отношений разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределении на общегосударственные нужды.
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств государства.
Бюджет – историческая категория, он появляется с возникновением государства и товарно-денежных отношений и его сущность, как экономической категории и основное назначение не меняется в зависимости от смены общегосударственных формаций. На его содержание влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных факторов важное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, исторические, социальные особенности.
К субъективным факторам относятся: тип государства, политика правительства на определенном этапе развития и выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической и финансовой науки и т. п.
Особенностью бюджетов стран рыночной экономики является то, что доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов. В целом при формировании бюджета, изъятии доходов, направлении расходов государством регулируются экономические и социальные процессы. С помощью бюджета государство воздействует на воспроизводственные процессы в целях сглаживания отрицательных последствий стихийных рыночных сил, финансируют государственные программы развития производственной и социальной инфраструктуры, осуществляет поддержку фермерских хозяйств, малых фирм и другое.
Несмотря на развитие в условиях рынка платных социальных услуг, бюджет играет важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы. За счет бюджета в основном финансируется начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных, культурные другие социальные программы.
Государственное регулирование экономических и социальных процессов достигается посредством:
налогов влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос и предложение на них;
бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии и определенный культурный уровень всех членов общества, их безопасность;
финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств, для выравнивания экономических условий функционирования или более быстрого их развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);
образование за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики;
социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения.
В странах рыночной экономики становится решающей в реализации финансовой политики правительства, регулировании общественными процессами, воздействии на оптимизацию стоимостных пропорций воспроизводства и его расширение развитие социальной сферы и т. п.
Подобные процессы происходят и в Республике Беларусь, что связано с расширением функций суверенного государства, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней внешней безопасности страны.
Воздействие на общественное воспроизводство может осуществляться через распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Успешное ведение хозяйственной деятельности во многом зависит от правильного прогнозирования и планирования, формирования, движения и использования фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования.
- 3. Последовательность проведения комплексного экономического анализа.
- 4. Виды экономического анализа
- 5. Принципы экономического анализа
- 6. Типы детерминированных факторных моделей
- 7. Способы преобразования детерминированных факторных моделей
- 8. Методы экономического анализа.
- 9. Приемы экономического анализа.
- 19. Анализ исполнения смет
- 20. Анализ в системе маркетинга.
- 7. Способы преобразования детерминированных факторных моделей.
- 11. Роль комплексного экономического анализа в разработке плановых показателей.
- 13. Мониторинг основных плановых показателей и его значение для комплексного экономического анализа
- 14. Сущность и значение бюджетов
- 15. Виды бюджетов.
- 16. Операционный бюджет
- 17. Финансовый бюджет
- 18. Особенности планирования объема продаж
- 20. Анализ в системе маркетинга
- 22. Анализ уровня интенсивности производства.
- 23. Анализ результатов и эффективности интенсификации производства
- 24. Оценка использования земельных ресурсов
- 25. Анализ эффективности использования сельскохозяйственных угодий.
- 26. Анализ обеспеченности рабочей силой
- 27. Анализ качественного состава рабочей силы
- 28. Анализ использования рабочего времени
- 29. Система показателей производительности труда
- 30. Факторный анализ производительности труда
- 31. Анализ состава и структуры основных средств
- 32. Анализ состояния и движения основных средств
- 33. Анализ технической оснащенности производства.
- 34. Анализ эффективности использования основных средств
- 35. Анализ объемов производства
- I. Резервы в части основных фондов. К ним относятся:
- II. Резервы в части предметов труда, т.Е. Материальных ресурсов. К ним относятся:
- III. Резервы в части трудовых ресурсов. К ним относятся:
- I группа.
- II группа.