logo search
Экономическая теория_Курсовые работа_Киян

Литература.

1. Андерсен Дж. О приватизации государственной собственности /

Дж. Андерсен // Вопросы экономики. – 2004. - № 12. – С. 54 – 69.

2. Андрефф В. Постсоветская приватизация в свете теоремы Коуза (трансакционные издержки и управленческие затраты) / В. Анрефф// Вопросы экономики. – 2003. - № 12. – С. 120 – 136.

3. Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия / В. Анрефф// Вопросы экономики. – 2004. - № 6. – С. 57 – 78.

4. Гаврилин Е.В. Государственное управление предприятиями в период их приватизации в бывших социалистических странах / Е.В. Гаврилин // Финансы и кредит. – 2005. - № 8. – С.53 – 59.

5. Емельянов А. Взаимодействие форм хозяйств в аграрной эко-номике / А. Емельянов // Вопросы экономики. – 2003. - № 11. – С. 120 - 132.

6. Капелюшников Р. Влияние характеристик собственности на ре-зультаты экономической деятельности российских промышленных предприятий / Р. Капелюшников // Вопросы экономики. – 2003. - № 2. – С. 53 – 68.

7. Олейник А. «Институциональные ловушки» постприватизацион-ного периода в России / А. Олейник // Вопросы экономики. – 2004. - № 6. – С. 83 – 91.

8. Приватизация. Сборник Законодательства РФ и нормативных актов. – М, 2002.

9. Кузенков А. Л. Перспективы приватизации в России. / А. Л. Кузенков // Проблемы прогнозирования. – 2000. - № 2. – С. 74 – 84.

10. Собственность и контроль предприятий // Вопросы экономики. - 2004. - № 8. – С.4 - 35.

11. Плышевский Б. Частный и государственный капитал: проблема взаимоотношений / Б. Плышевский // Экономист. – 2004. - № 6. – С. 22 – 28.

12. Смирнов В. Экономические итоги в непромышленных секторах экономики России / В. Смирнов // Общество и экономика. – 2000. - № 11 – 12. – С. 200 -223.

13. Федоренко Н.П. Россия на рубеже веков / Н.П. Федоренко, - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2003. – 727 с.

14. Хрусталева Н. Франция на исходе столетия: смена модели регулирования экономики / Н. Хрусталева // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. - № 3. – С. 17 – 26.

Фискальная политика государства в рыночной экономике.

Фискальная политика – это меры правительства по изменению государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платёжного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

В начале работы необходимо рассмотреть цели, инструменты, типы и виды фискальной политики. Правительство через манипулирование государственными расходами и налогами решает проблемы стабилизации национальной экономики: достижения полной занятости, стабильного уровня цен, социальной стабильности в обществе и экономического роста. Меры фискальной политики не всегда успешны, иногда могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики, стать источником финансовой дестабилизации. Государственным органом, который непосредственно отвечает за фискальную политику, вырабатывает общую нормативную стратегию, составляет ежегодно государственный бюджет, является Министерство финансов. Ведущую роль во всех странах играет федеральный бюджет, наряду с которым существуют краевые, областные, местные бюджеты.

Поскольку государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей, фискальная политика относится к обеим частям. Подробно проанализируйте инструменты фискальной политики, начиная с анализа доходной части бюджета. Основной источник доходов государства – налоги. Исследуйте виды налогов, принципы налогообложения. Рассмотрите дополнительные источники доходной части государственного бюджета. В расходной части бюджета отражены расходы на социальную поддержку и национальную безопасность, субсидии отдельным отраслям, территориям, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга.

. Принципом построения государственного бюджета является фискальный федерализм, характерный для стран с рыночной экономикой. Он предполагает, что региональные бюджеты не входят своими доходами и расходами в федеральный бюджет, а местные бюджеты – в региональный. С помощью бюджетов различных уровней осуществляется формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, распределение и перераспределение ВВП, выполнение национальных планов экономического роста и др. Различают три состояния государственного бюджета: сбалансированный, когда доходы равны расходам, профицитный, когда доходы превышают расходы, дефицитный – доходы меньше расходов. Дефицит при полной занятости ресурсов называют структурным, дефицит на фоне спада деловой активности называют циклическим. Он рассчитывается как разница между фактическим дефицитом и структурным. Рассмотрите причины возникновения бюджетного дефицита и способы его погашения. Бюджетный дефицит является условием возникновения государственного долга. Государственный долг – это общий размер задолжности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Охарактеризуйте его структуру, механизм самовозрастания и негативные последствия для экономики.

Далее рассмотрите типы фискальной политики (дискреционная и автоматическая), проанализируйте инструменты их проведения. Виды фискальной политики (стимулирующая и сдерживающая), определите их связь с циклическими колебаниями экономики, использование в борьбе с безработицей и инфляцией.

Во второй части работы исследуйте особенности фискальной политики в России в 90-е годы 20 века и в последние пять лет. Особое внимание уделите целям фискальной политики в переходный период, особенностям налоговой политики РФ по сравнению с другими государствами, принципам построения государственного бюджета РФ и других стран, состоянию государственного бюджета, государственного долга, мерам повышения эффективности фискальной политики в ускорении темпов экономического роста, в борьбе с безработицей, инфляцией, социальным расслоением общества.

Литература.

1. Афанасьев Мст. Управление сбалансированностью федерального бюджета: иностранный долг перед Россией / Мст. Афанасьев, И. Кривогов // Вопросы экономики. – 2005. - № 4. – С. 4 – 22.

2. Васильева А. Экономический анализ налоговой реформы / А. Васильева, Е. Гуревич, В. Субботин // Вопросы экономики. – 2003. - № 6. – С. 38 – 60.

3. Вишневский В. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика / В. Вишневский, А. Веткин // Вопросы экономики. – 2004. - № 2. – С. 96 – 108.

4. Лушин С. Бюджетная реформа / С. Лушин // Экономист. – 2005. - № 2. – С. 38 – 45.

5. Любимцев Ю. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики / Ю. Любимцев // Экономист. – 2004. - № 1. – С. 61 – 72.

6. Марголин А. Нужен ли России бюджет развития / А. Марголин, С. Семёнов // Экономист. – 2004. - № 1. – С. 73 – 80.

7. Навой А. Предпосылки конвертируемости рубля / А. Навой // Экономист. – 2004. - № 11. – С. 66 – 71.

8. Некипелов Д. Оценка результатов реформы подоходного налога в Российской Федерации / Д. Некипелов // Вопросы экономики. – 2003. - № 6. – С. 61 – 77.

9. Никитин С. Теневая экономика и налогообложение / С. Никитин, М. Степанова, Е. Глазова // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. - № 2. – С. 24 – 30.

10. Пономаренко Е. Государственная казна / Е. Пономаренко // Экономист. – 2004. - № 2. – С. 36 – 41.

11. Селезнёв А. Проблемы бюджетной политики в 2005 г. / А. Селезнёв // Экономист. – 2004. - № 12. – С. 3 – 13.

12. Селезнёв А. Государственный долг: иллюзии и реальность / А. Селезнёв // Экономист. – 2004. - № 3. – С. 31 – 40.

13. Ходасевич С. Бюджетный федерализм / С. Ходасевич // Экономист. – 2004. - № 4. – С. 29 – 36.

14. Чернявский А. Бюджетная децентрализация в странах с пере-ходной экономикой / А. Чернявский, К. Вартапетов // Вопросы экономики. – 2004. - № 11. – С. 92 – 110.

15. Чичканов В. Новое системное представление бюджета госу-дарства./ В. Чичканов // Вопросы экономики. – 2004. - № 5. – С. 151– 155.

16. Шарипова Е. Что даёт рента федеральному бюджету? (анализ зависимости доходов российского бюджета от «нефтедолларов») / Е. Шарипова, И. Черкашин // Вопросы экономики. – 2004. - № 7. – С. 51– 69.

17. Федоренко Н.П. Россия на рубеже веков / Н.П. Федоренко, - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2003. – 727 с.