3. Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
Конкурентный рынок обладает рядом преимуществ, к числу которых относится:
а) гармонизация экономических интересов продавцов и покупателей, достигаемая через механизм равновесных цен;
б) ориентация экономики на платежеспособный спрос;
в) эффективное распределение редких ресурсов.
Вместе с тем конкурентный рынок имеет ряд недостатков, или, говоря научным языком, терпит фиаско. Выделяя основные фиаско рынка, экономисты исходят из того, что там, где не срабатывает рынок, должен находиться другой институт и брать на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство. Поэтому необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно "'провалами" рынка.
Выделим основные социально-экономические проблемы, которые не подвластны рынку.
1. Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики нужным количеством денег (рублей, долларов, гривен, фунтов стерлингов и т. д., т. е. так называемых центральных денег). Следовательно, первая и ведущая функция государства — организация денежного обращения в стране.
2. Механизм рынка не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражены в индивидуальном платежеспособном спросе. А это значит, что функционирование рынка таких благ невозможно, поэтому они должны поставляться государством и оплачиваться за счет обязательного налогообложения.
3. Рыночный механизм порождает «внешние эффекты», когда одни участники рынка навязывают другим издержки без согласия последних. Для компенсации потерь, порожденных внешними эффектами, требуется вмешательство государства.
4. Механизм рынка одновариантен с точки зрения распределения доходов. Поэтому вторжение государства в сферу социальных отношений, перераспределения доходов также крайне необходимо.
5. Рыночный механизм не решает региональных проблем (во всей их совокупности — экономических, демографических, социальных, экологических и др.). В таких случаях государство должно проводить соответствующую региональную политику.
6. Рынок не обеспечивает устойчивости макроэкономического равновесия, в особенности между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Отсюда необходимость вмешательства государства в структурную политику, связанную с поддержанием этого равновесия.
7. Механизм рынка не в состоянии реализовать национальные экономические интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае регулирование внешнеэкономической деятельности со стороны государства — объективная необходимость.
8. Экономика рыночного типа не в состоянии развиваться без инфляции. Отсюда следует еще одна функция государства — проведение антиинфляционной политики, о чем подробно будет сказано в курсе макроэкономики.
9. Механизм рынка не способен сам по себе, без вмешательства государства, обеспечить полную занятость экономических ресурсов. Поэтому политика в области занятости — также важная функция государства.
10. Рыночной системе, поскольку она ориентирована на прибыли, внутренне присуща склонность к монополизации, что препятствует эффективному распределению ресурсов. Для поддержания рынка и сохранения механизма ценовых сигналов государство проводит антимонопольную политику.
- 2. Предмет экономической теории
- 2. "Парадоксы" закона спроса
- 3. Кривая спроса и цена спроса
- 4. Предложение и его функция
- 1. Модель частичного рыночного равновесия. Смысл рыночного равновесия
- 3. Воздействие налога на субъектов рынка
- 4. Эффективность рынков: излишек потребителя и излишек производителя
- 1. Понятие эластичности
- 2. Эластичность спроса по цене
- Основные правила ценовой эластичности спроса
- 3. Перекрестная эластичность спроса
- 4.Эластичность предложения
- Лекция 6. Основы производства: технология и производственная функция
- 1 Понятие производства, Производство и обмен
- 2. Технология и производственная функция. Изокванта и изокоста
- 3. Равновесие производителя
- 1 Понятие фирмы и ее признаки
- 2. Фирма является самостоятельным экономически» агентом:
- 3. Фирма выполняет особые функции в экономике:
- 2. Природа фирмы в неоклассической и институциональной теориях
- 3. Классификация фирм по размеру и юридической форме
- Виды фирм по размеру
- Классификация фирм по размеру в Германии
- Виды фирм по организационно-правовой форме
- Лекция 8. Деятельность конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие фирмы
- 1.Долгосрочный и краткосрочный периоды: определение понятий
- 2. Концепция издержек в экономической теории
- 3. Классификация издержек фирмы с учетом мобильности факторов производства. Издержки и доход фирмы
- 4, Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы
- 1.Классификация рыночных структур
- 2. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества
- 3. Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- 4. Чистая монополия: объем выпуска и цена
- 5. Несовершенная конкуренция и ее формы
- 6. Показатели монопольной власти
- 1.Сущность и функции предпринимательства
- 2. Экономическая характеристика предпринимательства
- 3. Прибыль — вознаграждение услуг предпринимателя
- 1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
- 2. Основные экономические показатели и их содержание
- 1.Понятие экономического цикла и его фазы
- 2. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
- 4. Сущность и причины инфляции, ее виды
- 5. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- 1. Банковская система: центральный банк и коммерческие банки
- 2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
- 3. Налогово-бюджетная политика