logo
ЭКОНОМИКА-лекции

3. Кривая спроса и цена спроса

Продолжим анализ кривой спроса. Какой практический смысл имеет кривая спроса, зачем ее знать, например, предпринимателю? Дело в том, что эта кривая выражает цену спроса.

Цена спроса — это максимальная цена, которую согласен уплатить потребитель при покупке данного товара. Цена спроса не тождественна рыночной цене, т. е. цене конкретной покупки, которую называют еще ценой рыночного равновесия. Цена спроса определяется размером дохода. Она упирается в доход и остается фиксированной, так как покупатель не может уплатить больше.

Например, покупатель с доходом 1 млн. руб. выступил на рынке часов. Интересующие его часы стоят 1,5 млн. руб. (это их рыночная цена). Однако покупатель исходя из своих предпочтений выделил на часы лишь 1 млн. руб. и за пределами этой суммы не может их купить. Поэтому кривая цены спроса очер­чивает максимальную цену, которую готов уплатить конкретный потребитель (или группа потребителей) за определенное количество товара.

Очевидно, что, чем выше цена спроса, тем больше число покупателей, чьи доходы не позволяют приобрести им данный товар, тем, следовательно, меньший объем товара будет продан. Это значит, что, если предложены высокие цены спроса, все покупатели, чьих доходов не хватит для приобретения данного товара, уйдут с рассматриваемого рынка.

Следует различать индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос характеризует желание отдельныхиндивидов купить данный товар по определенной цене. Дляразных покупателей он может существенно различаться, поскольку связан с многими факторами (различия в уровне доходов неодинаковость вкусов и т. д.). Когда покупателивыходят на рынок со своими индивидуальными кривыми спроса, то в результате появляется рыночная кривая спроса. Рыночный спрос — это совокупный спрос на данный товар всех его покупателей.