logo
ЭКОНОМИКА-лекции

3. Налогово-бюджетная политика

Экономические отношения, возникающие в процессе налогооб­ложения и государственных расходов, получили название фи­нансовых отношений, или финансов. Эти отношения, с одной стороны, обеспечивают существование самого государства и его институтов, а с другой — используются государством для макроэкономического регулирования общественного производ­ства в соответствии с теми или иными национальными потреб­ностями.

Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы. Ведущее звено финансовой системы — государственный бюджет.

Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении прави­тельства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономических функций.

Бюджет включает доходы и расходы государства.

Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований. В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики расходы государства при­обрели огромные, беспрецедентные масштабы.

Справка

Рост государственных расходов был предсказан немецким эконо­мистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрас­тающей государственной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышлен­ность, должны расти быстрее, чем национальный доход.

Государственные услуги стали "высококачественным бла­гом", т. е. эластичность спроса на государственные расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы. Иначе го­воря, каждый процент увеличения доходов домашних хозяйств ведет к большему, чем 1%, увеличению спроса домашних хо­зяйств на государственные расходы G. Поэтому при увеличении дохода на душу населения доля государственных расходов в ВВП также имеет тенденцию к росту.

Доходы государственного бюджета формируются прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и мест­ными органами власти; за счет поступлений по социальному страхованию; за счет доходов государственных предприятии и других объектов государственной собственности и т. д.

Основным источником доходов государственного бюджета служат налоги. Без них невозможно существование государства, а и всего того, что с ним связано. Как подчеркивал К. ManC"в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музе и готические башни, цивильный лист и табель о рангах — Все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени — в налогах".

Историческая справка

В немецком г. Зигбург, расположенном в земле Северный Рейн-Вестфалия, находится единственный в мире Музей налогооб­ложения, рассказывающий о том, как люди поднимались к вер­шинам современной цивилизации с налоговым бременем на плечах.

На этом пути встречалось немало забавных налоговых курье­зов и нелепостей. Что только не служило объектом налогообло­жения! Налоги на общественные туалеты и бороды, на фортепьяно и скаковых лошадей, на певчих птиц и холостяков, на кружева и балконы, на двери и окна, выходившие на проезжую улицу (сохранялись во Франции вплоть до XIXв.; поэтому там многие старые дома не имеют окон и дверей со стороны улицы). Были налоги на женскую косметику и на бракосочетание (последние получили у нас совершенно неверное объяснение как "право пер­вой брачной ночи"), налоги за бездетность и т. д.

Налоги в рыночной экономике необходимо рассматривать не только с позиций государственных (фискальных) интересов, но и как важный инструмент воздействия но рынок. Рынок и налоги — чрезвычайно важная проблема для всех стран с ры­ночной экономикой, поскольку налоги выполняют функцию регулирования рыночных отношений. Налогообложение ис­пользуется государствами развитых стран для воздействия на циклическое развитие экономики, борьбы с инфляцией, созда­ния производственной и социальной инфраструктуры, реали­зации военных программ, смягчения социальных конфликтов и т. п. Однако основные задача и цель налоговой политики

государства — обеспечение доходов бюджета, стимулирования (ограничение) предпринимательской деятельности, общее регулирование доходов в стране.

Структура налогообложения в рыночной экономике

Налоги делятся на две большие группы: прямые и косвенные

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ

(взимаются непосредственно с физических и юридических лиц)

подоходный налог с населения (впервые введен в США в 1913 г.); налог с прибыли предприятий (взимается с Первой мировой войны);

имущественный налог (налог на постройки и т. п., уплачивае­мый как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом (взимается с доходов от фондовых операций); налог с наследства.

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

(взимаются непосредственно с товаров и услуг)

акцизы;

налог на добавленную стоимость (НДС);

таможенные пошлины (экспортные и импортные).

Справка

(о причинах существования двух видов налогов — прямых и косвенных)

Различия между прямыми и косвенными налогами обусловлены прежде всего тем, что их вид и природа происхождения совер­шенно отличны друг от друга. Если прямые налоги всегда ори­ентированы на личную (коллективную) работоспособность, кото­рая и является источником жертвоприношения, то косвенные налоги почти индифферентны — они ориентируются на вещи, а не на лица. Поэтому косвенные налоги всегда взимаются с про­изводителей вещей, торговцев, купцов, содержателей товарных складов и тех. кто занимается перевозкой грузов. Истоки косвен­ных налогов следует искать на античных базарах, в портах, у го­родских ворот, на дорогах и горных перевалах, во всех других "узких местах" торговых отношений. В противоположность пря­мым налогам, ориентирующимся на способность физических лиц осуществлять платежи (подоходный налог, налог на имущество налог на наследство), косвенные налоги более примитивны и гру­бы, но именно поэтому ими легче манипулировать и их проще взимать. Достаточно знать налоговую структуру страны, чтобы догадаться, на какой ступени развития она находится. Страны со слаборазвитой экономикой взимают в основном косвенные нало­ги, в то время как прямые налоги в большинстве своем взимаются в странах с развитой экономикой и с населением, обладающим достаточно высоким уровнем образования.

Критерии налогообложения:

1. Справедливость (равенство). Государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к справедливому распределению этих тягот и благ. При этом оно ориентируется на два основных этических принципа:

а) принцип горизонтальной справедливости, предполагающий, что лица, находящиеся в равном материальном положении, должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Это значит, что, например, два человека, работающие по 40 ч в неделю и получающие одинаковый доход (но у одного доход существует в виде заработной платы, а у другого —- в виде предпринимательской прибыли от собственного бизнеса), должны выплачивать одинаковый налог;

б) принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково: тот, кто получает больше, должен и больше платить налогов.

Для определения меры неравенства в обществе используется кривая Лоренца (рис. 13-1). Степень отклонения кривой Ло­ренца от прямой линии, отражающей абсолютное равенство, указывает на степень неравномерности распределения.

2. Эффективность. Данный критерий касается потерь, кото­рые несет общество в результате налоговых выплат. На рис. 13-2 представлена модель рынка, первоначальное состояние которого характеризует точка равновесия Е, которой соответствуют ры­ночная цена Р0и равновесный объемQ0. Введение налога Т (АЕ) сдвигает кривую предложенияSвверх, в положениеS". В результате покупатели платят цену Р1, продавцы получают Р2, а разницу (налог) получает государство. Объем реализации умень­шается доQ1.

Рис. 13-1. Кривая Лоренца

Рис. 13-2. Эффект от введения потоварного налога

Последствия налогообложения для производителей и по требителей. Создавая разницу между ценой, уплачиваемой поку­пателями, и ценой, получаемой производителями, налог сокращает и производство, и потребление, а значит, ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов.

Экономические потери от подоходного налога иллюстрирует кривая Лаффера (рис.13-3). Она показывает, что подоходный налог действует как отрицательный стимул — он уменьшает желание трудиться, в результате чего при высоких ставках нало­гов государство собирает меньше налоговых платежей.

рис. 13-3. Кривая Лаффера

Данная кривая строится в координатах, где по оси абсцисс откладываются налоговые поступления Т, а по оси ординат — налоговая ставка t. На графике показано, что начиная с нуле­вой ставки налога увеличениеtведет к росту налоговых по­ступлений. Но после некоторой точки А последующее увели­чение налоговой ставки сокращает объем налоговых поступле­ний из-за негативного стимулирующего воздействия. На гра­фике видно, что кривая Лаффера после точки А начинает откло­няться влево. Таким образом, для ставок налога нижеtAих уве­личение обеспечивает рост налоговых поступлений, а для ставок превышающихtA, более высокие ставки приносят меньший доход государству; при 100%-й ставке налоговые поступ­ления упадут до нуля.

Справка

На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки на­лога tA. после которой налоговые поступления начинают падать. Так было установлено, что в ШвецииtAсоответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80%, и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов.

Дефицит государственного бюджета (отрицательное саль­до бюджета) — превышение расходов государства над его до­ходами.

Профицит государственного бюджета (положительное сальдо бюджета) — превышение доходов государства над его расходами.

Бюджетный дефицит = Расходы - Доходы

Закупки товаров и услуг

Социальные выплаты

Чистые налоги = Налоговые поступления

- Социальные выплаты

Следовательно:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг - Чистые налоги

На состояние бюджета оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП сни­жается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета (рис. 5-4).

Справка

о влиянии на экономику бюджетного дефицита

Свидетельствует ли бюджетный дефицит о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда поддерживать избыток бюджет­ных средств? Правильный ответ состоит в том, что если в госу­дарственном бюджете имеется избыток, т. е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем "инъекций". В результате происходит сокращение ВВП. На­против, если государственный бюджет испытывает дефицит, т. е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность воз­растает и ВВП увеличивается. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопро­вождается адекватным увеличением производства из-за исчерпа­ния ресурсов.

Способы финансирования бюджетного дефицита:

а) дополнительная эмиссия денег;

б) кредиты ЦБ;

в) заимствование средств у населения и фирм.

Рис. 13-5. Структура государственного долга

В результате государственных займов формируется государ­ственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга (рис. 5-5).

Рост государственного долга оказывает негативное влияние на функционирование национальной экономики:

а) сокращает запас капитала в экономике, так как деньги можно было бы вложить не в государственные бумаги, а в корпора­тивные, т. е. реальные инвестиции;

б) выплаты процентов по облигациям увеличивают неравенство в доходах;

в) выплаты процентов по облигациям требуют повышения на­логов, что снижает экономические стимулы; г) государственные займы увеличивают банковские ставки процента, что сокращает частные инвестиции.