logo
ЭКОНОМИКА-лекции

2. Экономическая характеристика предпринимательства

С точки зрения экономической определенности предпринима­тельство может быть рассмотрено как экономическая катего­рия, метод хозяйствования, тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономиче­ской категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства), Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на

основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными от­мщениями и экономическим интересом. Субъектами кол­лективного предпринимательства выступают акционерные об­щества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдель­ных случаях к субъектам предпринимательства относят и госу­дарство в лице его соответствующих органов. Таким образом, е рыночной экономике существуют три формы предпринима­тельской деятельности: государственная, коллективная, част­ная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

Объект предпринимательства — осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства для мак­симизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, — главное дело предпринимателя, они отличают его от обычного хозяйст­венника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изго­товления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта; освоения нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства

первое и главное условие — самостоятельность и независи­мость хозяйствующих субъектов, наличие у них определен­ной совокупности свобод и прав — по выбору вида предпри­нимательской деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распо­ряжению прибылью и т.д. Самостоятельность предприни­мателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предпринима­ть все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся Си темы товарно-денежных отношений.

Второе условие предпринимательства — ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с эти риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактора непредсказуемости, он постоянный спутник предпринимательской деятельности.

Третье условие предпринимательства — ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению при­были. Но такая установка не является самодовлеющей в совре­менном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач: они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвует средства на развитие культуры, образования, здраво­охранения, охрану окружающей среды и т. д.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Чтобы быть предпри­нимателем, писал Й. Шумпетер, нужно обладать особым вооб­ражением, даром предвидения, постоянно противостоять давле­нию рутины. Нужно быть способным найти новое и использо­вать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процес­сов, а самому эти процессы определять.

Предпринимателем в его деятельности движут воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен: направлена на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения цели и предаваться долгим колебаниям.