2. Экономическая характеристика предпринимательства
С точки зрения экономической определенности предпринимательство может быть рассмотрено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип экономического мышления.
Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства), Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на
основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отмщениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, е рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.
Объект предпринимательства — осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, — главное дело предпринимателя, они отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта; освоения нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.
Для предпринимательства как метода ведения хозяйства
первое и главное условие — самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав — по выбору вида предпринимательской деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжению прибылью и т.д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предпринимать все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся Си темы товарно-денежных отношений.
Второе условие предпринимательства — ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с эти риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактора непредсказуемости, он постоянный спутник предпринимательской деятельности.
Третье условие предпринимательства — ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач: они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвует средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.
Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Чтобы быть предпринимателем, писал Й. Шумпетер, нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов, а самому эти процессы определять.
Предпринимателем в его деятельности движут воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.
Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен: направлена на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения цели и предаваться долгим колебаниям.
- 2. Предмет экономической теории
- 2. "Парадоксы" закона спроса
- 3. Кривая спроса и цена спроса
- 4. Предложение и его функция
- 1. Модель частичного рыночного равновесия. Смысл рыночного равновесия
- 3. Воздействие налога на субъектов рынка
- 4. Эффективность рынков: излишек потребителя и излишек производителя
- 1. Понятие эластичности
- 2. Эластичность спроса по цене
- Основные правила ценовой эластичности спроса
- 3. Перекрестная эластичность спроса
- 4.Эластичность предложения
- Лекция 6. Основы производства: технология и производственная функция
- 1 Понятие производства, Производство и обмен
- 2. Технология и производственная функция. Изокванта и изокоста
- 3. Равновесие производителя
- 1 Понятие фирмы и ее признаки
- 2. Фирма является самостоятельным экономически» агентом:
- 3. Фирма выполняет особые функции в экономике:
- 2. Природа фирмы в неоклассической и институциональной теориях
- 3. Классификация фирм по размеру и юридической форме
- Виды фирм по размеру
- Классификация фирм по размеру в Германии
- Виды фирм по организационно-правовой форме
- Лекция 8. Деятельность конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие фирмы
- 1.Долгосрочный и краткосрочный периоды: определение понятий
- 2. Концепция издержек в экономической теории
- 3. Классификация издержек фирмы с учетом мобильности факторов производства. Издержки и доход фирмы
- 4, Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы
- 1.Классификация рыночных структур
- 2. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества
- 3. Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
- 4. Чистая монополия: объем выпуска и цена
- 5. Несовершенная конкуренция и ее формы
- 6. Показатели монопольной власти
- 1.Сущность и функции предпринимательства
- 2. Экономическая характеристика предпринимательства
- 3. Прибыль — вознаграждение услуг предпринимателя
- 1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
- 2. Основные экономические показатели и их содержание
- 1.Понятие экономического цикла и его фазы
- 2. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
- 4. Сущность и причины инфляции, ее виды
- 5. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- 1. Банковская система: центральный банк и коммерческие банки
- 2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
- 3. Налогово-бюджетная политика