logo
ЭКОНОМИКА-лекции

1. Модель частичного рыночного равновесия. Смысл рыночного равновесия

Понятие равновесия. Слово "равновесие" означает ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Это определение относится и к рыночному равновесию. Рассмотренные в предыдущих главах кривые спроса и предложения показывают желания покупателей купить, а продавцов продать определенное количество товара при заданной цене. Иначе говоря, данные кривые характеризуют цены покупателей и цены продавцов, которые те назначают, идя на рынок, исходя из своих доходов и издержек.

Р

S

E

PE

D


(Pd=Ps)

0 QE (Qd = Qs) Q

Рис. 4-1. Модель частичного рыночного равновесия

Однако товары и услуги продаются не по ценам-спроса и предложения, а по ценам рыночного равновесия. ;

При равновесной цене количество товара, которое покупатели желают и имеют возможность приобрести, в точности соответствует количеству, которое продавцы желают и имеют возможность продать. Цену равновесия иногда называют ценой чистого рынка, потому что она удовлетворяет всех участников рынка: покупатели приобрели все, что они желали купить, а продавцы реализовали все товары, которые они стремились продать.

Как устанавливается рыночное равновесие? Если нале жить друг на друга кривые спроса и предложения, показывающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и тоя же товара, получим модель, иллюстрирующую одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В экономической теории эта модель получила название модели частичного рыночного равновесия (равновесие на рынке одного товара).

На рис. 4-1 показано, что в точке пересечения кривой спроса D и кривой предложения S, которая называется точкой равновесия и обозначается буквой Е (от Equilibrimравновесие) объем спроса равен объему предложения (Qd=Qs), аценаравна цене предложения (Pd=Ps) Такое равенство цен экономисты называют ценой рыночного клиринга или равновесным объемом.Точка равновесия означает такой баланс, когда на рынке нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если Рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.

Смысл рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся его нарушить. В точке равновесия их интересы совпадают.

.2. Последствия установления неравновесных цен

Равновесная цена — инструмент распределения ресурсов.

Автоматическое формирование равновесной цены способствует перераспределению ресурсов и других экономических благ из отраслей с низкими ценами в отрасли с более высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют о редкости благ, о стремлении к более рациональной их использованию, о необходимости расширения их производства. В конечном счете в экономике происходит уравновешивание цен, благодаря чему имеет место эффективное распределений экономических благ, при котором редкие блага не рассчитываются впустую.

Люди не всегда считают, что рыночные (равновесные) цены оптимальны . Поэтому иногда государство, преследуя те или иные социальные цели, может идти на установление максимальных ("цена поддержки") или минимальных («цена пола») цен, по которым производителям надлежит продавать свою продукцию. Однако административное установление цен и контроль за ними нарушают функционирование рыночного механизма, и в результате общество несет потери. Так, в случае установления рыночных цен выше равновесных образуется излишек товара: установленная цена не позволяет поставщика», продать все, что они хотели, и эта ситуация называется избыточным предложением. В случае установления цен ниже равновесных спрос на товар превышает предложение и на рынке складывается ситуация дефицита: покупатели не могут купить то количество товара, которое они желали бы при текущей цене. В конечном счете им приходится простаивать в длинных очередях, тратить время на поиски товара, что ведет к росту альтернативных издержек и фактически увеличивает цену покупаемого товара.

ВЫВОД. Административное установление цен выше или ниже равновесной цены приводит к экономическим потерям общества (продается меньше товара, чем хотели бы продавцы, или покупается меньше, чем хотели бы приобрести покупатели).