logo search
лекции по экономике

Эластичность спроса.

Примером эластичности может служить элас­тичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, кото­рая показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один про­цент.

Измеряется эластичность спроса по цене с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается по формуле:

∆Q

ЕР = −−−−−, где

∆P

∆Q – изменение величины спроса, %; ∆P – изменение цены, %

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Если абсолютная величина коэффициента эластичности спроса больше 1, то спрос считается эластичным. Иными словами, изменение цены приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина коэффициента эластичности спроса меньше 1, то спрос считается неэластичным. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Существует два крайних случая. Первый случай — существо­вание только одной цены, при которой товар будет приобре­таться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена по­высится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластич­ным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной гори­зонтальной оси D1 (рис.1а). Такая кривая спроса характеризует спрос на конкурентную продукцию.

Другой крайний случай — изменение цены не отражается в изменение величины спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 1 б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси D2. Например, спрос больных сахарным диабетом на препараты инсулина и другие виды лекарств, без которых больной не может обойтись.

Рис. 1. Крайние случаи эластичности спроса

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

1< | ЕР | m ∞ - спрос эластичен;

0 m | ЕР | <1 – спрос неэластичен;

| ЕР | = 1 – спрос с единичной эластичностью.

Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса и цены и соотнести их:

∆Q ∆P

ЕР = −−−− : −−−

Q P

Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит от фактических значений величины спроса и цены. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?

Например, при изменении цены со 100 руб. до 145 руб. величина спроса на «Гексорал» изменилась с 60 упаковок до 30, т.е. на 30 упаковок, или на 50% (30:60х100%). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 30 до 60 упаковок, то в процентном отношении это составит 100% (30:30х100%). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности, поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется среднее значение.

В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса

∆Q будет выглядеть:

Q1 − Q0

∆Q = ————— х 100

(Q1 + Q0) : 2

где Q0 и Q1 - величина спроса до и после изменения цены

Аналогично для определения процентного изменения ∆P получаем:

P1 − P0

∆P = ————— х 100

(P1 + P0) : 2

где P1 и P0 – соответственно начальная и новая цена.

Коэффициент эластичности исчисляем как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены:

Q1 − Q0 P1 − P0 Q1 − Q0 P1 − P0

ЕР = —―——— х 100 : ―———— х 100 = —―——— : ―———— =

(Q1 + Q0) : 2 (P1 + P 0) : 2 Q1 + Q0 P1 + P0

Q1 − Q0 P1 + P 0

—―——— х ―————

Q1 + Q0 P1 − P0

Факторы ценовой эластичности спроса. Эластичность спроса изменяется под воздействием многих факторов, основными из которых являются:

Для определения степени влияния на величину спроса одного товара при изменении цены на другой товар используется понятие перекрестной эластичности. Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б.

Q1А − Q0А P1Б − P0Б Q1А − Q0А P1Б + P0Б

Ес = —―——— : ―———— = —―——— х ―———— ,

Q1А + Q0А P1Б + P 0Б Q1А + Q0А P1Б − P0Б

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross) .

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Если товары являются взаимодополняемыми (бензин-автомобили) величина спроса будет изменяться в направлении противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один товар, может отразиться на спросе на другие товары.

Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или низших товаров.

Коэффициент эластичности спроса по доходу рассчитывается по формуле:

Q1 − Q0 Y1 − Y0 Q1 − Q0 Y1 + Y0

Еi = —―——— : ―———— = —―——— х ―———— ,

Q1 + Q0 Y1 + Y 0 Q1 + Q0 Y1 − Y0

где «i» в индексе означает подоходную эластичность;

Y0, Y1 – величина дохода до после изменения.

Немецкий статистик Эрнест Энгель на основе многолетнего опыта показал существование связи между доходом потребителя и спросом на товары и услуги. Для большинства товаров эта зависимость прямая, т.е. с ростом доходов спрос увеличивается. Но в некоторых случаях она может быть обратной. Это касается товаров с низкими потребительскими свойствами или низкого качества. Энгель сформулировал закон, который гласит: с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, соответственно доля расходов на предметы роскоши – увеличивается. Таким образом, по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смешается в сторону дорогих товаров.