Эластичность спроса.
Примером эластичности может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Измеряется эластичность спроса по цене с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается по формуле:
∆Q
ЕР = −−−−−, где
∆P
∆Q – изменение величины спроса, %; ∆P – изменение цены, %
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Если абсолютная величина коэффициента эластичности спроса больше 1, то спрос считается эластичным. Иными словами, изменение цены приведет к большему количественному изменению величины спроса.
Если абсолютная величина коэффициента эластичности спроса меньше 1, то спрос считается неэластичным. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.
При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
Существует два крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси D1 (рис.1а). Такая кривая спроса характеризует спрос на конкурентную продукцию.
Другой крайний случай — изменение цены не отражается в изменение величины спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 1 б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси D2. Например, спрос больных сахарным диабетом на препараты инсулина и другие виды лекарств, без которых больной не может обойтись.
Рис. 1. Крайние случаи эластичности спроса
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
1< | ЕР | m ∞ - спрос эластичен;
0 m | ЕР | <1 – спрос неэластичен;
| ЕР | = 1 – спрос с единичной эластичностью.
Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса и цены и соотнести их:
∆Q ∆P
ЕР = −−−− : −−−
Q P
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит от фактических значений величины спроса и цены. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?
Например, при изменении цены со 100 руб. до 145 руб. величина спроса на «Гексорал» изменилась с 60 упаковок до 30, т.е. на 30 упаковок, или на 50% (30:60х100%). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 30 до 60 упаковок, то в процентном отношении это составит 100% (30:30х100%). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности, поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется среднее значение.
В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса
∆Q будет выглядеть:
Q1 − Q0
∆Q = ————— х 100
(Q1 + Q0) : 2
где Q0 и Q1 - величина спроса до и после изменения цены
Аналогично для определения процентного изменения ∆P получаем:
P1 − P0
∆P = ————— х 100
(P1 + P0) : 2
где P1 и P0 – соответственно начальная и новая цена.
Коэффициент эластичности исчисляем как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены:
Q1 − Q0 P1 − P0 Q1 − Q0 P1 − P0
ЕР = —―——— х 100 : ―———— х 100 = —―——— : ―———— =
(Q1 + Q0) : 2 (P1 + P 0) : 2 Q1 + Q0 P1 + P0
Q1 − Q0 P1 + P 0
—―——— х ―————
Q1 + Q0 P1 − P0
Факторы ценовой эластичности спроса. Эластичность спроса изменяется под воздействием многих факторов, основными из которых являются:
Наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке товаров-заменителей, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем эластичнее спрос на него, т.е. у покупателя есть возможность отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены и заменить более дешевым. Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.
Удельные вес цены продукта в доходе потребителя. Чем большее место занимает товар в доходе потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него. Например, 10%-ое увеличение цен на автомашины, составляющие существенную долю годового дохода многих семей, приведет к снижению спроса на них.
Фактор времени. Спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения. В краткосрочном периоде спрос является менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Можно предположить, что зимой значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.
Значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. При повышении цен человек можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократит покупки хлеба, мяса и молока.
Для определения степени влияния на величину спроса одного товара при изменении цены на другой товар используется понятие перекрестной эластичности. Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б.
Q1А − Q0А P1Б − P0Б Q1А − Q0А P1Б + P0Б
Ес = —―——— : ―———— = —―——— х ―———— ,
Q1А + Q0А P1Б + P 0Б Q1А + Q0А P1Б − P0Б
где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross) .
Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Если товары являются взаимодополняемыми (бензин-автомобили) величина спроса будет изменяться в направлении противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.
Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один товар, может отразиться на спросе на другие товары.
Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или низших товаров.
Коэффициент эластичности спроса по доходу рассчитывается по формуле:
Q1 − Q0 Y1 − Y0 Q1 − Q0 Y1 + Y0
Еi = —―——— : ―———— = —―——— х ―———— ,
Q1 + Q0 Y1 + Y 0 Q1 + Q0 Y1 − Y0
где «i» в индексе означает подоходную эластичность;
Y0, Y1 – величина дохода до после изменения.
Немецкий статистик Эрнест Энгель на основе многолетнего опыта показал существование связи между доходом потребителя и спросом на товары и услуги. Для большинства товаров эта зависимость прямая, т.е. с ростом доходов спрос увеличивается. Но в некоторых случаях она может быть обратной. Это касается товаров с низкими потребительскими свойствами или низкого качества. Энгель сформулировал закон, который гласит: с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, соответственно доля расходов на предметы роскоши – увеличивается. Таким образом, по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смешается в сторону дорогих товаров.
- Лекция 1. Предмет и метод экономической теории. Экономические законы и категории. Основные направления современной экономической мысли.
- Предмет экономической теории. Экономические законы. Система экономических наук.
- 2. Методы экономической теории
- Лекция 2. Субъекты и объекты экономического развития.
- Экономические потребности и блага
- Экономические ресурсы: понятие и виды
- Производственные возможности.
- Экономические агенты.
- Экономический кругооборот
- Собственность как экономическая категория
- Лекция 3. Экономические системы и их сущность. Основные элементы. Модели экономических систем.
- Основные элементы экономической системы
- Типы экономических систем
- Модели в рамках экономических систем
- Российская модель переходной экономики
- Лекция 4. Рыночная организация хозяйства. Рынки и их разновидности.
- 1. Сущность и условия возникновения рынка
- Функции рынка
- Виды рынков и их структура
- Конкуренция в механизме рыночной экономики
- Модели рынков по формам конкуренции
- Антимонопольная политика государства
- Преимущества и недостатки рыночной экономики
- Товар и его важнейшие характеристики
- Раздел II. Микроэкономика Лекция 5. Основные элементы рыночного механизма. Рыночное равновесие.
- Спрос на товар и его характеристика: закон спроса.
- Предложение товара и его характеристика: закон предложения.
- Рыночное равновесие
- Рыночный механизм спроса и предложения.
- Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»
- Лекция 6. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров. Потребительское поведение.
- Эластичность спроса.
- Эластичность предложения
- Применение теории эластичности
- Потребительское поведение.
- Лекция 7. Издержки производства и прибыль предприятия.
- Издержки производства, их виды и структура
- Предельные издержки производства и предельный доход
- Прибыль, её виды
- Принципы максимизации прибыли
- Лекция 8. Анализ безубыточности
- Основные показатели теории безубыточности.
- Точка безубыточности
- Эффект производственного рычага
- Лекция 9. Теория производства и предельной производительности факторов.
- Теория производства.