logo search
gotovye_ekonomicheskaya-teoriya_1

35 Макроэкономическое равновесие: модель «ad-as». Изменение в равновесии.Смещениекривой совокупного спроса и его последствия. Эффект храповика. Последствия измененийсовокупного предложения.

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства.

Рассмотрим, как повлияют на макроэкономическое равновесие (а значит, и на объем национального производства, занятость и уровень цен) изменения совокупного спроса и совокупного предложения. Если спрос вырастет, то на разных участках кривой совокупного предложения макроэкономическое равновесие будет иметь следующий вид.

На горизонтальном участке увеличение совокупного спроса с ADlдо AD2 приведет к увеличению занятости и росту объема национального продукта с Q1 до Q2, без увеличения цен. На восходящем отрезке увеличение совокупного спроса с AD2 до AD3 приведет к росту производства национального продукта с Q2 до Q3 и увеличению цен до Р3,так как растет занятость, и начинают использоваться незагруженные мощности. Увеличение спроса на классическом (вертикальном) отрезке с AD4 до AD5 окажет влияние только на уровень цен, повысив их с Р4 до Р5, так как здесь производственные мощности и рабочая сила использованы полностью.

Что произойдет, если совокупный спрос снизится? На кейнсианском отрезке объем произведенного национального продукта уменьшится, а уровень цен останется постоянным. На вертикальном (классическом) отрезке цены снизятся, а объем национального продукта не изменится. На восходящем отрезке и уровень цен, и величина национального продукта снижаются.

Однако если спрос уменьшится с AD5 до AD4 или с AD5 до AD2, первоначальное равновесие не восстановится. Это связано с неадекватной реакцией цен на изменение спроса: уменьшение спроса до первоначального уровня не сопровождается таким же снижением цен. Они остаются на более высоком уровне, чем раньше. Причины такой тенденции заключаются в политике фирм-монополистов, не снижающих свои цены, а также в поддержании прежнего уровня заработной платы, составляющей значительную часть издержек фирм. (Заработная плата не может снизиться автоматически из-за коллективных договоров, заключаемых, как правило, на несколько лет.) Это явление получило название «эффект храповика». Так же как храповик вращает колесо только вперед, так и макроэкономическое равновесие постоянно восстанавливается на более высоком уровне цен.