logo search
лекции по экономике

Предложение товара и его характеристика: закон предложения.

Предложение – это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. С количественной стороны предложение характеризуется величиной или объемом предложения. Объем предложения – это количество товара, которое продавец желает и может предложить на рынок за определенный промежуток времени по определенным ценам. Это означает, что каждой цене товара соответствует определенный объем предложения.

Зависимость объема предложения от цены описывается законом предложения, который гласит, что при прочих равных условиях объем предложения изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Другими словами, количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

Графически закон предложения иллюстрируют кривые предложения (рис.2.), характеризующие функциональную зависимость между величиной предложения (Q) и ценой (Р). Кривые предложения обозначаются буквой S (по первой букве английского слова «supply» - предложение).

P (цена)

P1

P2

Q2 Q1 Q (количество)

Рис. 2. Кривая предложения

Движение по кривой предложения из одной точки в другую (например: из А в В) показывает как изменение цены от Р1 к Р2 вызывает изменение величины предложения от Q1 к Q2. Кривая предложения при этом не меняется. Это означает, что само предложение не изменилось, изменилась величина предложения.

Таким образом, изменение величины предложения означает перемещение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения при изменении цены.

Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие:

На графике влияние неценовых факторов на предложение (рис.2.) может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения). В данном случае говорят об изменении предложения.