Предложение товара и его характеристика: закон предложения.
Предложение – это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. С количественной стороны предложение характеризуется величиной или объемом предложения. Объем предложения – это количество товара, которое продавец желает и может предложить на рынок за определенный промежуток времени по определенным ценам. Это означает, что каждой цене товара соответствует определенный объем предложения.
Зависимость объема предложения от цены описывается законом предложения, который гласит, что при прочих равных условиях объем предложения изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Другими словами, количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.
Графически закон предложения иллюстрируют кривые предложения (рис.2.), характеризующие функциональную зависимость между величиной предложения (Q) и ценой (Р). Кривые предложения обозначаются буквой S (по первой букве английского слова «supply» - предложение).
P (цена)
P1
P2
Q2 Q1 Q (количество)
Рис. 2. Кривая предложения
Движение по кривой предложения из одной точки в другую (например: из А в В) показывает как изменение цены от Р1 к Р2 вызывает изменение величины предложения от Q1 к Q2. Кривая предложения при этом не меняется. Это означает, что само предложение не изменилось, изменилась величина предложения.
Таким образом, изменение величины предложения означает перемещение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения при изменении цены.
Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие:
Изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;
Изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения;
Изменение цен на другие товары, приводящие к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли),
Природные катастрофы, войны, политические действия, разрушающие экономику
На графике влияние неценовых факторов на предложение (рис.2.) может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения). В данном случае говорят об изменении предложения.
-
Содержание
- Лекция 1. Предмет и метод экономической теории. Экономические законы и категории. Основные направления современной экономической мысли.
- Предмет экономической теории. Экономические законы. Система экономических наук.
- 2. Методы экономической теории
- Лекция 2. Субъекты и объекты экономического развития.
- Экономические потребности и блага
- Экономические ресурсы: понятие и виды
- Производственные возможности.
- Экономические агенты.
- Экономический кругооборот
- Собственность как экономическая категория
- Лекция 3. Экономические системы и их сущность. Основные элементы. Модели экономических систем.
- Основные элементы экономической системы
- Типы экономических систем
- Модели в рамках экономических систем
- Российская модель переходной экономики
- Лекция 4. Рыночная организация хозяйства. Рынки и их разновидности.
- 1. Сущность и условия возникновения рынка
- Функции рынка
- Виды рынков и их структура
- Конкуренция в механизме рыночной экономики
- Модели рынков по формам конкуренции
- Антимонопольная политика государства
- Преимущества и недостатки рыночной экономики
- Товар и его важнейшие характеристики
- Раздел II. Микроэкономика Лекция 5. Основные элементы рыночного механизма. Рыночное равновесие.
- Спрос на товар и его характеристика: закон спроса.
- Предложение товара и его характеристика: закон предложения.
- Рыночное равновесие
- Рыночный механизм спроса и предложения.
- Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»
- Лекция 6. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров. Потребительское поведение.
- Эластичность спроса.
- Эластичность предложения
- Применение теории эластичности
- Потребительское поведение.
- Лекция 7. Издержки производства и прибыль предприятия.
- Издержки производства, их виды и структура
- Предельные издержки производства и предельный доход
- Прибыль, её виды
- Принципы максимизации прибыли
- Лекция 8. Анализ безубыточности
- Основные показатели теории безубыточности.
- Точка безубыточности
- Эффект производственного рычага
- Лекция 9. Теория производства и предельной производительности факторов.
- Теория производства.