24 Объективная необходимость государственного регулирования экономики
Рыночный механизм управления является потенциально эффективным методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и т.п.
Однако нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.
Именно в силу несостоятельности и несовершенства рынка государственное вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым и оправданным. Причем чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем более необходимо государственное экономическое регулирование.
В XX в. главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики является английский экономист Дж. Кейнс. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, т.к. у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики. Свой вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, Дж. Хикс и др.
Государственное регулирование - это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.
Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.
Эффективность
Государство призвано создать такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.
Справедливость
Для рынка справедливым считается получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.
Стабильность
Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.
Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.
В различных странах выбраны проверенные опытом разнообразные методы регулирования экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи производителей и потребителей. Эти методы должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывать инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем эффективного сочетания.
- Ответы по экономике
- Экономическая наука и основные этапы ее развития
- 2 Предмет экономической науки. Методы исследования экономических явлений.
- 3 Общественное производство и его факторы
- 4 Ограниченность экономических ресурсов. Кривая производственных возможностей.
- 5 Основные формы общественного хозяйства. Натуральное и товарное производство.
- 6 Товар и его свойство
- 7 Экономическое и юридическое содержание собственности. Формы собственности в современной рыночной экономике и их преобразование.
- 8 Экономические интересы: сущность, структура, взаимодействие.
- 9 Сущность и основные элементы экономических систем. Их типы и модели.
- 10 Закон спроса. Факторы, вызывающие изменения в спросе.
- 11 Закон предложения. Факторы, вызывающие изменения в предложении.
- 12 Равновесная цена и рыночный механизм её формирования.
- 13 Эластичность спроса и предложения
- 14 Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.
- 15 Особенности ценообразования, формирование спроса и предложения в условиях несовершенной конкуренции
- 16 Двойственная роль монополии. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.
- 17 Сущность, сферы и функции предпринимательства
- 18 Предприятие и его формы в рыночной экономике
- 19 Издержки предприятия. Доходы и прибыль фирмы.
- 20 Рынок: сущность и основные функции. Структура и инфраструктура рынка.
- 21 Общественное воспроизводство: его структура и основные пропорции
- 22 Система национальных счётов и её показателей
- 23 Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос- совокупное предложение»
- 24 Объективная необходимость государственного регулирования экономики
- 25 Экономические функции государства
- 26 Инструменты государственного регулирования экономики
- 27 Сущность и функции денег. Типы и структуры денежной системы
- 28 Монетарная политика государства
- 29 Кредит и его виды. Система банков.
- 30 Сущность, структура и функции финансов
- 31 Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности
- Бюджетная сбалансированность (Бюджетный федерализм)
- 32 Сущность и виды налогов. Фискальная политика государства
- 33 Инфляция: содержание, причины и последствия.
- 1) Внешние причины.
- 2) Внутренние причины.
- Последствия инфляции.
- 34 Антиинфляционная политика государства
- 35 Доходы населения: их содержание и механизм формирования
- 36 Понятие социальной справедливости и социальная политика государства
- 37 Экономический рост и развитие. Измерение, факторы и типы экономического роста.
- 38 Циклический характер экономического развития. Антикризисное регулирование экономики
- Безработица, её виды, причины и последствия
- 40 Сущность и основные формы мирового хозяйства