16 Двойственная роль монополии. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.
Наличие на рынке монополий имеет свои плюсы и минусы: а+)Продукция отличается высоким качеством, что позволяет сохранять господствующее положение на рынке. б+) монополия воздействует на повышение эффективности производства, поскольку только крупная фирма может позволить себе полномасштабный апгрейд оборудования. в+) крупные масштабы производства позволяют снижать издержки, и в целом, экономить ресурсы (внедрение ресурсосберегающих технологий). г+) монополия играет роль своеобразного буфера, сдерживающего падение производства, и приводящего к увеличению занятости во время кризиса. д-) монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокий уровень цен в слиу своего могучего положения на рынке, что снижает уровень жизни населения. е-) монополиям нет резона апгрейдить продукцию, поскольку конкурентов все равно нема.
Поскольку чистые монополии встречаются крайне редко, то в обыденном сознании и печати закрепилось отождествление монополии с крупной олигополистической фирмой. Имеются в виду крупные компании, имеющие высокую долю продаж на отраслевом рынке значительные размеры финансовых активов и прибылей. Хотя абсолютные и относительные показатели совпадают далеко не всегда, совершенно очевидно, что они взаимосвязаны, и обыденное сознание фиксирует эту связь.
Ряд обстоятельств говорит в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса эффективно только в крупных фирмах. Общеизвестно, что хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX века сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом «большого бизнеса». Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Все это при прочих равных условиях снижает себестоимость и повышает качество продукции. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит угрозу конкуренции – внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной. В то же время не лишены оснований и многие доводы против монополий. Конечно, монополисту легче существовать, чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по «легкому пути», поскольку всегда сохраняется определенный запас
прочности. Поэтому в крупных фирмах избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе.
Если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам, то у монополии, как правило, цена больше предельных издержек. Отсюда, по мнению большинства экономистов, неэффективность в распределении ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами.
Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.
Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал знаменитый закон Шермана (1890 г.), который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т.п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривал их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана – нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер. Эти недостатки в значительной степени устранены в 1914 г., когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и
расширялось понятие антимонопольной деятельности. В частности, особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной власти как таковой. На правительственную Федеральную торговую комиссию был возложен контроль на исполнением антитрестовских законов. Благодаря этим законам расширилась профилактика так называемой «монопольной болезни». В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уилера-Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации; закон Келлера-Кефаувера (1950 г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Совершенствование антитрестовского законодательства продолжалось и позднее. Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России.
Антимонопольное законодательство России включает в себя следующие законы:
- «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991г.;
- «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 03.07.1991г.;
- «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994г.;
- «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995г.;
- «О естественных монополиях» от 17.06.1995г.;
- «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г.;
- «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г.;
- «О рекламе» от 18.07.1996г.;
- «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли» от 14.04.1998г. и др.;
-нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.
В настоящее время антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать.
Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пересечения монополизма на товарных рынках, создания условий
для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). Следует признать, что ему не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.
В 1999г. на его базе было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).
Основными задачами Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства являются:
1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
3) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также, в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации, о естественных монополиях и товарных биржах;
4) проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;
5) государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи).
- Ответы по экономике
- Экономическая наука и основные этапы ее развития
- 2 Предмет экономической науки. Методы исследования экономических явлений.
- 3 Общественное производство и его факторы
- 4 Ограниченность экономических ресурсов. Кривая производственных возможностей.
- 5 Основные формы общественного хозяйства. Натуральное и товарное производство.
- 6 Товар и его свойство
- 7 Экономическое и юридическое содержание собственности. Формы собственности в современной рыночной экономике и их преобразование.
- 8 Экономические интересы: сущность, структура, взаимодействие.
- 9 Сущность и основные элементы экономических систем. Их типы и модели.
- 10 Закон спроса. Факторы, вызывающие изменения в спросе.
- 11 Закон предложения. Факторы, вызывающие изменения в предложении.
- 12 Равновесная цена и рыночный механизм её формирования.
- 13 Эластичность спроса и предложения
- 14 Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.
- 15 Особенности ценообразования, формирование спроса и предложения в условиях несовершенной конкуренции
- 16 Двойственная роль монополии. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.
- 17 Сущность, сферы и функции предпринимательства
- 18 Предприятие и его формы в рыночной экономике
- 19 Издержки предприятия. Доходы и прибыль фирмы.
- 20 Рынок: сущность и основные функции. Структура и инфраструктура рынка.
- 21 Общественное воспроизводство: его структура и основные пропорции
- 22 Система национальных счётов и её показателей
- 23 Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос- совокупное предложение»
- 24 Объективная необходимость государственного регулирования экономики
- 25 Экономические функции государства
- 26 Инструменты государственного регулирования экономики
- 27 Сущность и функции денег. Типы и структуры денежной системы
- 28 Монетарная политика государства
- 29 Кредит и его виды. Система банков.
- 30 Сущность, структура и функции финансов
- 31 Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности
- Бюджетная сбалансированность (Бюджетный федерализм)
- 32 Сущность и виды налогов. Фискальная политика государства
- 33 Инфляция: содержание, причины и последствия.
- 1) Внешние причины.
- 2) Внутренние причины.
- Последствия инфляции.
- 34 Антиинфляционная политика государства
- 35 Доходы населения: их содержание и механизм формирования
- 36 Понятие социальной справедливости и социальная политика государства
- 37 Экономический рост и развитие. Измерение, факторы и типы экономического роста.
- 38 Циклический характер экономического развития. Антикризисное регулирование экономики
- Безработица, её виды, причины и последствия
- 40 Сущность и основные формы мирового хозяйства