10 Закон спроса. Факторы, вызывающие изменения в спросе.
Спрос — магическое для экономиста слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа. Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может — кризис перепроизводства. Словом, спрос — поистине «душа» экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки. Тем удивительнее достижения экономистов в анализе спроса.
Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос».
Между этими понятиями складывается непростое количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей. В этом, кстати, великая созидательная сила цены, ибо при ее отсутствии на прилавках не осталось бы ни одного товара! Можно спорить о «плюсах» и «минусах» ценообразования, но если бы цены вдруг исчезли, это повлекло бы абсолютную экономическую катастрофу.
В экстремальных экономических ситуациях спрос может превышать потребность, поскольку отражает влияние других факторов (инфляция, паника, соображения престижа и т. д.).
Итак, спрос — это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос — это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рыночной системы наличие спроса как возможной купли благотворно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов — объемами предложения. Специальная наука («маркетинг») озабочена одним — как помочь «спросу» превратиться в реальную «куплю».
Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет дать определение закону спроса, между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость: Qd = f(1 /Р), — разумеется, при прочих равных условиях. Говоря житейским языком, чем ниже цены — тем больше величина спроса, а чем выше цена — тем меньше величина спроса.
Рассматривая категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все же остальные факторы, которые могут оказывать влияние на спрос (вкусы потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.
В том случае когда под влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.
Если кривая D0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится. Неценовые факторы спроса иначе называются неценовыми детерминантами спроса
- Ответы по экономике
- Экономическая наука и основные этапы ее развития
- 2 Предмет экономической науки. Методы исследования экономических явлений.
- 3 Общественное производство и его факторы
- 4 Ограниченность экономических ресурсов. Кривая производственных возможностей.
- 5 Основные формы общественного хозяйства. Натуральное и товарное производство.
- 6 Товар и его свойство
- 7 Экономическое и юридическое содержание собственности. Формы собственности в современной рыночной экономике и их преобразование.
- 8 Экономические интересы: сущность, структура, взаимодействие.
- 9 Сущность и основные элементы экономических систем. Их типы и модели.
- 10 Закон спроса. Факторы, вызывающие изменения в спросе.
- 11 Закон предложения. Факторы, вызывающие изменения в предложении.
- 12 Равновесная цена и рыночный механизм её формирования.
- 13 Эластичность спроса и предложения
- 14 Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.
- 15 Особенности ценообразования, формирование спроса и предложения в условиях несовершенной конкуренции
- 16 Двойственная роль монополии. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.
- 17 Сущность, сферы и функции предпринимательства
- 18 Предприятие и его формы в рыночной экономике
- 19 Издержки предприятия. Доходы и прибыль фирмы.
- 20 Рынок: сущность и основные функции. Структура и инфраструктура рынка.
- 21 Общественное воспроизводство: его структура и основные пропорции
- 22 Система национальных счётов и её показателей
- 23 Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос- совокупное предложение»
- 24 Объективная необходимость государственного регулирования экономики
- 25 Экономические функции государства
- 26 Инструменты государственного регулирования экономики
- 27 Сущность и функции денег. Типы и структуры денежной системы
- 28 Монетарная политика государства
- 29 Кредит и его виды. Система банков.
- 30 Сущность, структура и функции финансов
- 31 Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности
- Бюджетная сбалансированность (Бюджетный федерализм)
- 32 Сущность и виды налогов. Фискальная политика государства
- 33 Инфляция: содержание, причины и последствия.
- 1) Внешние причины.
- 2) Внутренние причины.
- Последствия инфляции.
- 34 Антиинфляционная политика государства
- 35 Доходы населения: их содержание и механизм формирования
- 36 Понятие социальной справедливости и социальная политика государства
- 37 Экономический рост и развитие. Измерение, факторы и типы экономического роста.
- 38 Циклический характер экономического развития. Антикризисное регулирование экономики
- Безработица, её виды, причины и последствия
- 40 Сущность и основные формы мирового хозяйства