logo
Ответы по ЭКОНОМИКЕ

19 Издержки предприятия. Доходы и прибыль фирмы.

Любой хозяйствующий субъект в процессе своей деятельности осуществляет определенные виды расходов, связанных с производством продукции.

В сфере материального производства предприятия осуществляется довольно сложный комплекс затрат, связанных:

с использованием основных фондов;

с приобретением сырья и материалов;

с покупкой полуфабрикатов;

с оплатой труда работников;

с расходами на топливо, энергию и другими затратами на производство и реализацию продукции.

В связи с этим каждое предприятие для нормального осуществления своей деятельности должно располагать определенной суммой денежных средств для осуществления выше перечисленных расходов и уметь ими управлять.

Обращение товаров требует общественных затрат, вызываемых их доставкой, хранением и реализацией. Проблема издержек одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень, динамика и структура издержек обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятия, с вопросами планирования и организации процесса движения товаров из сферы производства в сферу потребления.

Издержки производства и обращения являются важнейшим качественным показателем, который позволяет судить, насколько успешно предприятия осуществляют задачу дальнейшего развития товарооборота, улучшения культуры торговли и обслуживания населения. Правильный учет и планирование издержек обращения способствуют устранению бесхозяйственности и излишеств в расходовании средств при одновременном проведении мероприятий по повышению культуры торговли.

Сущность издержек и факторы, влияющие на их формирование

Сущность и классификация издержек

Производство любого вида продукта или оказание услуг требует определенных трудовых, материальных ресурсов и средств труда основного капитала.

Стратегией каждого предприятия является получение максимальной прибыли. Это достигается использованием такого процесса производства, который при одном и том же объеме выпуска продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства. Предприятие, осуществляя определенные затраты на приобретение вводимых факторов производства (найм рабочих, закупка сырья и оборудования, плата за землю и т.п.), должно использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с минимальными затратами.

Затраты на приобретение вводимых факторов производства представляют собой издержки производства.

Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности предприятия.

Издержки обращения торгового предприятия характеризуются следующими основными показателями:

абсолютной суммой издержек обращения; этот показатель дает представление об объеме текущих затрат торгового предприятия, но не позволяет судить об эффективности этих затрат;

уровнем издержкоемкости торговой деятельности; он определяется как отношение суммы издержек обращения к сумме товарооборота, выраженное в процентах; уровень издержкоемкости является важнейшим качественным показателем экономичности хозяйственной деятельности торгового предприятия, отражая долю его текущих затрат в цене реализации товаров;

уровень издержкоотдачи; этот показатель является обратным по отношению к уровню издержкоемкости; он характеризует объем товарооборота, приходящийся на единицу издержек обращения предприятия, то есть свидетельствует об эффективности его текущих затрат;

уровень рентабельности издержек обращения; он определяется как отношение суммы прибыли к сумме издержек обращения; является одним из важных показателей эффективности текущих затрат торгового предприятия.

Издержки обращения возникают у предприятий, осуществляющих товарное обращение, у торговых предприятий и предприятий различных заготовительных систем. Однако не все их затраты могут быть отнесены к издержкам обращения. Расходы, отражающие перераспределение средств (налоги, штрафы, пени) либо вызванные недостаточностью контроля и учета (списание дебиторской задолжности), а также убытки, произошедшие по случайным причинам (стихийные бедствия) и не обусловленные торговым процессом, к издержкам обращения не относятся и списываются за счет прибыли торгового предприятия. Кроме того, не учитываются в издержках обращения затраты подразделений неторговой деятельности, находящихся в ведении торговых предприятий.

Критерием экономичности текущих затрат торгового предприятия выступает минимизация уровня издержкоемкости его торговой деятельности. Низкий уровень издержкоемкости позволяет торговому предприятию получать определенные конкурентные преимущества на потребительском рынке, свободнее осуществлять свою ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких размеров прибыли. Однако, следует иметь в виду, что снижение уровня издержкоемкости является важной задачей, но не целью деятельности торгового предприятия, так как оно может сопровождаться снижением уровня торгового обслуживания покупателя, отказом от продажи пользующихся спросом отдельных издержкоемких товаров, сменой приоритетов стратегического развития на кратковременные экономические выгоды в текущем периоде. Поэтому основной целью управления издержками управления на торговом предприятии является оптимизация их суммы и уровня, обеспечивающая достижение предусмотренных объемов товарооборота и прибыли.

Для эффективного управления издержками обращения торгового предприятия разработана соответствующая их классификация. Эта классификация используется в процессе учета, анализа, планирования и контроля издержек обращения и проводится по следующим основным признакам.

По участию в образовании стоимости; по этому признаку все издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.

Чистые издержки обращения - это затраты торговых предприятий, которые, являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистых издержек обращения обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли - продажи и смены формы стоимости. К чистым издержкам обращения торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.д.

Дополнительные издержки обращения - это затраты торговых предприятий, которые обусловлены продолжением процесса производства в сфере обращения. К дополнительным издержкам относятся расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и т.д.

Чистые издержки обращения возмещаются за счет прибавочного продукта, создаваемого в процессе производства, включая и продолжение производства в сфере обращения.

Доля чистых издержек будет несколько возрастать как за счет уменьшения дополнительных расходов обращения, так и за счет непрерывного расширения и усложнения ассортимента товаров, улучшения качества обслуживания.

По подотраслям деятельности.

По этому признаку можно выделить издержки обращения:

- розничных торговых предприятий;

- оптовых торговых предприятий;

- предприятий массового питания.

Классификация издержек обращения по подотраслям деятельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Специфика хозяйственной деятельности предопределяет высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях массового питания, а наиболее низкий - на предприятиях оптовой торговли.

Различия торговой технологии детерминируют различия в составе и структуре издержек торговых предприятий различных подотраслей деятельности (например, в затраты предприятий питания включаются не только издержки обращения, но и издержки производства), которые, в конечном счете, в значительной степени предопределяют разницу в подходах к ценообразованию.

По степени целесообразности понесенных затрат выделяют полезные и бесполезные издержки обращения.

Полезными издержками обращения являются такие виды затрат, которые способствуют результативному осуществлению торгово-производственного или торгово-хозяйственного процесса предприятия.

Бесполезными видами издержек являются такие виды затрат, которые связаны с использованием неиспользуемой части трудовых, материальных и финансовых ресурсов торгового предприятия (например, выплаты заработной платы работникам, выполняющим общественные обязанности; амортизационные отчисления по неиспользуемому оборудованию и т.д.).

По выполняемым задачам.

По этому признаку все издержки обращения можно разделить на операционные и административно - управленческие.

Операционные издержки обращения - это расходы торговых предприятий, которые связаны с осуществлением основной деятельности, то есть обусловлены непосредственным продвижением товаров из сферы производства в сферу потребления. К операционным расходам относятся транспортные расходы; заработная плата персонала; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; расходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и прочие.

Административно - управленческие издержки - это расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностью аппарата управления, то есть обусловлены организацией хозяйственной деятельности конкретного предприятия. К административно - управленческим издержкам относятся расходы по заработной плате управленческих работников, почтово-телеграфные, канцелярские расходы и расходы по командировкам и др.

По способу распределения по торговым группам.

По этому признаку все издержки обращения делятся на прямые и распределительные (косвенные).

Прямые издержки - это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расчетов.

Распределительные (косвенные) издержки - это расходы торговых предприятий, которые на основании имеющихся документов невозможно отнести к определенной товарной группе, вследствие чего их распределяют между товарными группами после предварительных расчетов.

По степени зависимости от изменений объема товарооборота.

По этому признаку все издержки обращения делятся на условно-переменные и условно-постоянные.

Условно-переменные издержки обращения - это расходы торгового предприятия, абсолютная сумма которых уменьшается с изменением объемов товарооборота. К условно-переменным расходам относятся транспортные затраты, расходы по оплате труда, по хранению и подготовке товаров к продаже, потери товаров, проценты за пользование кредитом и др.

Условно-постоянные издержки обращения - это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объемов товарооборота. К условно-постоянным относятся расходы аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря; износ спецодежды; расходы на рекламу и пр.

Деление издержек на переменные и постоянные в значительной мере является условным, так как учитывает влияние только одного фактора: изменение объема товарооборота. Однако на величину издержек обращения торгового предприятия одновременно оказывают влияние множество факторов, поэтому характер их изменения может быть различным в зависимости от конкретной ситуации.

По видам затрат.

Данный признак классификации издержек обращения является основным. По этому признаку затраты торговых предприятий можно разделить на следующие условные группы:

оплата труда работников торговых предприятий;

оплата услуг других отраслей экономики (транспорта, связи, коммунального хозяйства);

материальное потребление в торговых предприятиях (износ основных фондов, расход упаковочных материалов, топлива, электроэнергии);

материальные потери (убыль и потери товаров);

другие расходы (подготовка кадров, охрана труда и социальное страхование).

Факторы, влияющие на формирование издержек обращения

Процесс управления издержками на предприятиях торговли связан с изменением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления издержками обращения - их анализе, поиске резервов экономии и планирование - все факторы принято подразделять на две основные группы:

1) зависящие от деятельности торгового предприятия (внутренние факторы);

2) не зависящие от деятельности торгового предприятия (внешние факторы).

В системе факторов, зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:

Объем товарооборота. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на издержки обращения торгового предприятия, так как переменные их виды прямо связаны с изменением данного показателя. Рост объема товарооборота приводит к увеличению общей суммы издержек обращения, однако уровень издержкоемкости при этом снижается (так как сумма постоянных издержек обращения остается неизменной).

Состав товарооборота. Различные виды товарооборота имеют различный уровень издержкоемкости. Наибольший уровень издержек обращения приходится на единицу продажи товаров населению, меньший - на единицу мелкооптового товарооборота, еще меньший - на единицу оптового товарооборота, а наименьший - на единицу торгово-предпринимательского оборота.

Скорость обращения товаров. Чем ниже период обращения товарных запасов в днях, тем соответственно ниже на торговых предприятиях уровень расходов по хранению товаров, их потерям от естественной убыли;

Уровень производительности труда работников. Чем выше объем товарооборота, приходящийся на одного работника торгового предприятия, тем, соответственно, ниже уровень расходов по оплате труда и других затрат по содержанию персонала на единицу товарооборота.

Состояние используемых основных фондов. Чем выше степень их износа, тем больше расходов несет торговое предприятие на их ремонт, тем выше уровень потерь товаров в процессе их хранения.

Обеспеченность собственными оборотными активами. Чем выше этот показатель, тем меньшим объемом заемных финансовых средств пользуется торговое предприятие в процессе осуществления товарооборота, а соответственно, тем ниже сумма и уровень процентов за кредит.

В системе факторов, не зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:

1. Темпы инфляции в стране. Чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма издержек обращения по оплате труда персонала; обслуживанию заемных финансовых средств; оплате услуг транспортных, ремонтных и других сторонних предприятий; отчислениям на социальные мероприятия.

2. Изменение уровня государственных процентных ставок. В настоящее время преимущественная часть торговых предприятий арендует помещения у государственных (муниципальных) органов управления имуществом. Поэтому периодический рост системы государственных арендных ставок вызывает повышение суммы издержек обращения.

3. Изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек обращения. Значительная часть налоговых платежей торгового предприятия осуществляется за счет его издержек обращения. Поэтому изменение видов этих платежей или уровня налоговых ставок по ним отражается на общей сумме и уровне издержек обращения торгового предприятия.

Аванесов Ю.А. предлагает другую классификацию факторов, влияющих на формирование издержек обращения. Их условно можно разделить на три группы:

1.Общеэкономические факторы - это рост товарооборота и изменение его структуры, рациональное размещение производственных сил в соответствии с требованиями экономического закона планомерного пропорционального развития народного хозяйства; увеличение производительности общественного труда, занятого в сфере товарного обращения и в отраслях, ее обслуживающих, и т.д.

2. Экономико-организационные факторы: укрупнение торговых предприятий и их специализация; введение новых, наиболее рациональных способов торговли.

3. Факторы, связанные с техническим прогрессом: совершенствование технологии и применение новейшей техники в отраслях, обслуживающих торговлю (транспорт, связь и т.д.), автоматизация фасовки и упаковки предметов потребления, а также отпуска товаров покупателям.

Таким образом, на издержки обращения оказывают влияние как факторы, повышающие их величину, так и снижающие.

К факторам, повышающим уровень издержек обращения, относятся: дальнейшее улучшение условий торговли и повышение качества обслуживание покупателей, расширение сети магазинов в районах новостроек, имеющих более высокий уровень издержек, изменение структуры товарооборота в сторону повышения удельного веса в нем более издержкоемких товаров, дальнейшее упорядочение заработной платы работников торговли и т.д.

К факторам, понижающим уровень издержек обращения, относятся: усиление борьбы за экономию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, широкое применение принципов хозяйственного расчета во всей деятельности торговых предприятий.

Состав издержек предприятия и методы их калькулирования

Номенклатура статей и состав издержек обращения по видам затрат

В соответствии с классификацией по видам затрат для целей учета, анализа и планирования разработаны номенклатуры статей и состав расходов, включаемых в издержки обращения и производства предприятий торговли.

Номенклатура статей издержек обращения утверждена Комитетом РФ по торговле, обязательна к применению всеми торговыми предприятиями независимо от формы собственности и содержит 14 основных комплексных статей:

1.На статью "Транспортные расходы" относятся:

оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров;

стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств и т.д.

2.Расходы на оплату труда:

затраты на оплату труда основного торгово-производственного персонала предприятия с учетом премий за производственные показатели и т.д.

3.Отчисления на социальные нужды. Все отчисления на социальные нужды по этой статье производятся от расходов на оплату труда работников.

4.Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений и помещений, оборудования и инвентаря:

плата за текущую аренду торгово-складских зданий, сооружений и помещений, сооружений, оборудования и инвентаря и других отдельных объектов основных средств, причитающихся арендодателю;

расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные платежи и т.д.

5.Амортизация основных средств. Включает суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных средств, начисленная исходя из их балансовой стоимости, и утвержденная в установленном порядке норм амортизационных отчислений, включая суммы, исчисленные с применением механизма ускоренной амортизации активной части производственных средств, производимой в соответствии с законодательством.

6.Расходы на ремонт основных средств. Включают расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных, производственных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды и т.д.

7.Износ специальной и санитарной одежды, столового белья, посуды, приборов, других МБП:

износ находящихся в эксплуатации МБП (кроме тары - оборудования), столового белья, санитарной и специальной одежды, обуви, санпринадлежностей, столовой посуды и приборов;

плата прачечным, ремонтным мастерским и другим предприятиям за стирку, дезинфекцию, починку столового белья, санитарной и специальной одежды, обуви и санпринадлежностей;

стоимость материалов (мыла, моющих средств и др.), израсходованных на стирку и починку столового белья, санитарной и специальной одежды и др.;

расходы на ремонт МБП и хозяйственного инвентаря.

8.Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд:

фактическая стоимость дров, угля, нефти, торфа и других видов топлива, потребляемых на технологические и производственные нужды (приготовление пищи, подогрев воды и др.);

стоимость электроэнергии, газа и пара, израсходованных на технологические цели и т.д.

На этой статье отражается себестоимость электроэнергии, потребляемой холодильным оборудованием.

1.Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров:

фактическая стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея и т.д.), потребляемых при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров;

плата за услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров и т.д.

2.Расходы на рекламу:

на оформление витрин, выставок, выставок - продаж, образцов товаров;

на разработку и печатание рекламных изданий и др.

3.Затраты по оплате процентов за пользование займом:

платежи по процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки ЦБ РФ плюс три пункта;

затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (производителей работ, услуг) и др.

4.Потери товаров и технологические отходы:

потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке;

утвержденные нормы естественной убыли при перевозке, хранении и продаже товаров и продуктов являются предельными. Списание товаров в пределах норм естественной убыли производят в случаях, если при приемке или инвентаризации выявлена фактическая недостача.

5.Расходы на тару:

амортизация (износ) тары - оборудования;

расход на ремонт тары - оборудования;

амортизация многооборотной тары, возмещенная поставщиками в соответствии с условиями поставки товаров.

6.Прочие расходы:

суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет издержек обращения и производства;

износ по нематериальным активам;

расходы по обеспечению нормальных условий труда технике безопасности и др.

Расходы, включаемые в издержки обращения и производства предприятий торговли, отражаются на соответствующих статьях установленной номенклатуры в том периоде, к которому они относятся, независимо от срока их возникновения.

Торговым предприятиям предоставлено право сокращать или расширять перечень статей издержек обращения в пределах затрат, предусмотренных типовым Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Соотношение отдельных видов затрат в общей сумме издержек обращения называется структурой издержек обращения.

Методы калькулирования издержек обращения и производства

При калькулировании промышленной продукции применяются различные методы: прямого счета, расчетно-аналитический, нормативный, параметрический, исключения затрат, коэффициентный, комбинированный. Применение того или иного метода зависит от вида производимой продукции, характера технологического процесса, особенностей перерабатываемого сырья.

Метод прямого счета применяется на предприятиях, производящих однородную продукцию (добыча руды, угля и т.д.). При этом методе издержки на единицу продукции определяются путем деления общей суммы издержек на количество выработанной продукции.

В многономенклатурных производствах широко распространен расчетно-аналитический метод. Сущность его заключается в том, что прямые затраты на единицу продукции определяются на основе прогрессивных норм расхода ресурсов, а косвенные - пропорционально признаку, установленных в отраслевых методических рекомендациях.

Нормативный метод - наиболее прогрессивный. Он базируется на нормах и нормативах использования материальных и трудовых ресурсов, пригоден для разработки калькуляции на новые виды продукции. Широко применяется в отраслях с массовым производством однородной продукции и четко налаженным нормированием.

Параметрический метод применяется для расчета издержек производства однотипных, но разных по качеству изделий. Он основывается на установлении закономерности изменения издержек в зависимости от изменения качественных параметров продукции. Выявив эту закономерность и издержки на изготовления изделия - представителя, можно узнать издержки на другие однотипные изделия, отличающиеся друг от друга параметрами. Для отбора качественных свойств (параметров) выполняется корреляционный анализ зависимости изменения издержек от изменения каждого параметра. Он позволяет соизмерить улучшение качественных свойств продукции с дополнительными затратами на ее изготовление.

Методы исключения затрат, коэффициентный и комбинированный основаны на определении общей суммы всех затрат на переработку исходного сырья и последующем ее распределении на получаемую продукцию. Эти методы используются в комплексных производствах, то есть таких, где из одного исходного сырья, в едином технологическом процессе получают два или несколько разновидных видов продукции.

Метод исключения затрат состоит в том, что из всей продукции, полученной в результате комплексной переработки сырья, один ее вид считается основным, остальные - побочными (попутными). Из общих затрат на переработку сырья исключают стоимость побочной продукции, а оставшуюся после исключения сумму относят на издержки по основной продукции.

При данном методе наибольшую сложность представляет собой правильное определение стоимости побочных продуктов. От этого зависит достоверность издержек на изготовление основной продукции.

При коэффициентном методе (его иногда называют методом распределения затрат) все затраты распределяются между полученными продуктами пропорционально экономически обоснованным коэффициентам. При этом один из продуктов принимается за условную единицу с коэффициентом, равным единице, а остальные приравниваются к нему по переводному коэффициенту, учитывающему какой-либо признак. В качестве признака могут быть: отпускные цены на продукцию, ее вес, содержание органической массы и др.

Основным недостатком коэффициентного метода является то, что он исключает расчет издержек на изготовление каждого вида продуктов по статьям расхода. Составляется лишь калькуляция переработки единицы исходного сырья. Это затрудняет выявление внутрипроизводственных ресурсов снижения затрат. Кроме того, любой признак, по которому устанавливается соотношение в коэффициентах и, следовательно, распределение затрат, условен.

Комбинированный метод сочетает первые два. Пригоден в нефтеперерабатывающей промышленности, где получают несколько основных и побочных продуктов. Сущность его сводится к следующему:

1) Большая часть продуктов относится к основным. Это уменьшает влияние оценки побочной продукции на издержки по изготовлению основной;

2) Побочная продукция исключается из основных затрат не по отпускным ценам, а в процентах к издержкам на переработку всего сырья;

3) Оставшаяся после исключения сумма затрат распределяется между основными видами продукции в соответствии с коэффициентами.

Управление издержками производства и обращения

Управление издержками производства включает в себя следующие моменты:

умение четко определить величину расходов предприятия (включая знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия);

умение определять дополнительную потребность в финансовых ресурсах для обеспечения бесперебойного финансирования затрат на производство;

умение эффективно использовать денежные средства, вложенные в затраты на производство.

Таким образом, процесс управления издержками производства можно определить как умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.

Эффективное управление издержками производства позволяет обеспечить:

производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен;

наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей;

возможность использования гибкого ценообразования;

предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия;

возможность оценки деятельности каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения;

принятие обоснованных и объективных решений.

Прибыль и доход фирмы (предприятия)

Финансовые результаты фирмы демонстрируют результативность и рамки ее деятельности. Поэтому составляющие финансовых результатов фирмы - категории «доход», «доходность» ( «рентабельность»), «прибыль», «норма прибыли» и т.п. - является одновременно и важнейшими показателями и источниками существования и развития предприятия.

Категория «доход» достаточно распространена как на макро-, так и на микроэкономическом уровне, и ее содержание не является однозначным. На уровне фирмы она означает общую выручку предприятия от всех видов хозяйственной деятельности и хозяйственных операций до уплаты налоговых платежей, которые входят в цену продукции, акцизных, таможенных сборов. Основой совокупного дохода производственных предприятий является совокупный доход от реализации продукции.

Практическое значение дохода заключается в определении общей суммы средств, которая поступает на предприятие в течение определенного периода, и после отчислений налогов может быть использована на личное и производственное потребление (инвестирование). Согласно видов расходов фирмы доход возникает в конкретных формах: предельный, совокупный и средний.

Предельный доход - величина, на которую изменяется общий доход фирмы по реализации одной (дополнительной) единицы продукции.

Он отражает возможную окупаемость каждой фирмы в сочетании с показателем предельных издержек и является стоимостным ориентиром для расширения масштабов фирмы. Поэтому в рыночной экономике ему отдается предпочтение.

Совокупный доход - результат производственно-хозяйственной деятельности, рассчитан как разница между стоимостью реализованной продукции и услуг и общими производственными затратами. Размер совокупного дохода предприятия зависит от уровня цен и рыночной конъюнктуры (ситуации). На рынке совершенной конкуренции каждая дополнительно реализованная единица товара добавляет к совокупного дохода фирмы величину, равную равновесный цене. Поскольку фирма на этом рынке не может влиять на цену и цена является величиной неизменной, то и предельный доход является постоянным.

По рынка чистой монополии цена и количество выпущенной продукции зависят от объема рыночного спроса. А совокупный доход зависит от ценовой эластичности спроса: по эластичного спроса снижение цены товара вызывает рост совокупного дохода, за нееластичного - его уменьшения. Максимального значения совокупный доход достигает по единичной эластичности спроса.

Средний доход - характеризует уровень доходности одной единицы продукции и равна цене товара.

Обычно рыночная ситуация тяготеет к промежуточного положения между случаями совершенной конкуренции и монополии, при которой отсутствует большое количество соперников, продающих такой же продукт. В этих условиях фирма осуществляет контроль за своими ценами, а значит и совокупным доходом.

Важным показателем, который характеризует конечные результаты деятельности предприятий, является прибыль.

Прибыль - разница между доходом (выручкой) от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

В условиях рыночной экономики значение прибыли существенно возрастает. Как важная категория рыночного хозяйства прибыль выполняет определенные функции: оценивая - характеризует эффект хозяйственной деятельности фирмы. Реализация этой функции в полной мере возможно только в условиях рыночной экономики; распределительная - ее смысл заключается в том, что прибыль используется как инструмент распределения чистого дохода общества; стимулирующее - проявляется в том, что прибыль является источником формирования фондов стимулирования (накопления, производственного и социального развития, выплаты дивидендов акционерам, потребления и т.п.).

По конкурентных рыночных отношений фирма должна пытаться получить такой объем прибыли, который дал бы ей возможность удержать свои позиции на рынке и обеспечить динамичное развитие.

Прибыль как экономический показатель объединяет экономические интересы государства, фирмы, работников фирм (предприятий), что связано с определенной пропорциональность в его распределении и использовании. Это проявляется в том, что: объектом экономических интересов государства есть часть прибыли, которая выплачивается в виде налогов и обязательных платежей; экономический интерес фирмы обобщается в объеме прибыли, остающийся в ее распоряжении и используется для удовлетворения производственных и социальных нужд и дальнейшего развития; экономический интерес работников связан с размером прибыли, направляется на материальное поощрение, социальные выплаты, социальное развитие; инвесторы (пайщики, акционеры) заинтересованы в прибыли как норме дохода на вложенный капитал.

Следовательно, прибыль играет главную роль в ориентации товаропроизводителей относительно определения сфер, объемов, снижения издержек производства. Он является сигналом, который указывает, где и как можно добиться наибольшего прироста стоимости, стимулирует инвестирования в эти сферы. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Экономическая теория различает несколько видов прибыли: бухгалтерский, нормальный, экономический и другие.

Бухгалтерский (счетных) прибыль - часть общего дохода фирмы, которая осталась в ее распоряжении после возмещения затрат всех факторов производства, кроме неявных, прихованих1 затрат (не учтенных в бухгалтерских расходах).

Производство продукции требует затрат рабочей силы (заработной платы), сырья, полуфабрикатов, вспомогательных материалов, энергии, затрат на аренду земли, амортизация основного капитала, и поэтому бухгалтерском (счетных) прибыль исчисляется как разница между совокупным доходом и расходами фирм на производство и реализацию продукции .

Реальная величина прибыли, рассчитанная таким образом, завышена на сумму стоимости затрат собственных ресурсов предприятия и неявных затрат, которые использовались в процессе производства. Его размер влияет на принятие решения в этой отрасли производства, и если счетных (бухгалтерский) прибыль не возмещает неявных расходов, то предприниматель вынужден покинуть бизнес.

Предприятие должно стимулироваться за счет нормальной прибыли. Нормальная прибыль - вознаграждение за выполнение предпринимательских функций. Он является элементом внутренних издержек наряду с внутренней ренты и внутренней заработной платой. Это минимальная плата, которая может удержать предпринимателя на определенном предприятии. Выплата нормальной прибыли относится к расходам.

Использование собственного капитала является выгодным лишь в том случае, когда прибыль от него равняться нормальному прибыли или будет больше, чем он. Нормальный доход, которым концептуально определяется содержание понятия * альтернативная стоимость капитала », принадлежит к так называемых нефинансовых издержек производства. Поэтому решающим критерием определения реальной прибыльности производства считается не столько значения счетной, сколько размер экономического дохода, который показывает, насколько счетных прибыль превышает нормальный.

Экономический прибыль - разница между общим доходом и расходами, в том числе и наличными, скрытыми.

Экономическим (чистой) прибыли является то, что остается после вычета всех явных и скрытых издержек на заработную плату, ренту и Позичковий процент, а также нормального прибыли из общего дохода предприятия. Как остаток от общего дохода после вычета всех расходов, он может быть положительным или отрицательным (потери). Экономический прибыль является своеобразной платой, вознаграждением за предпринимательство.

Известно, что общий доход фирмы может превышать общие издержки (явные и скрытые, в том числе нормальную прибыль). Это превышение (излишек дохода) является экономичным (чистой) прибыли. Именно этот излишек, который превышает нормальную прибыль, достается предпринимателю и необходим ему для удержания в отрасли.

Основным источником прибыли является дополнительная работа непосредственных производителей - наемных работников и простых товаропроизводителей (фермеров и т.д.). Важнейшими факторами, которые влияют на размер прибыли, является монополизация производства товаров или услуг и инновационная деятельность фирмы. Благодаря способности монополии ограничивать выпуск продукции и не допускать конкурентов, монополист может постоянно получать экономический прибыль при условии, что спрос тесно связанный с затратами. Такой доход обусловлен способностью монополиста ограничивать производство продукции и влиять на цену продукта в свою пользу.

Источником экономической прибыли является наличие определенной экономической власти. Поскольку в динамичной экономике будущее трудно предсказать, то предприниматель вынужден рисковать. Следовательно, прибыль можно рассматривать отчасти как вознаграждение за этот риск. Предприятия могут смягчать риски, предупреждая их определенными мерами, потратив часть денег на страховые взносы. Именно не застрахован риск является потенциальным источником экономической прибыли.

Не застрахован риск возникает в связи с непредвиденными изменениями общей экономической конъюнктуры. Процветание приносит значительные прибыли большинства предприятий, а застой сопровождается большими потерями. Кроме того, изменения потребительских вкусов, предложения ресурсов постоянно сказываются на доходах и расходах отдельных предприятий и отраслей, зумовлюючы изменения структуры деловых кругов, поскольку некоторые отрасли расширяют производство, а некоторые, наоборот, сокращают.

Соответствующая финансово-бюджетная и кредитно-денежная государственная политика могут противодействовать экономическому спада. Исключительно важной чертой динамичного рынка есть новации, связанные с инициативой предпринимателя. Предприниматели внедряют новые методы производства и распределения, чтобы снизить издержки, и осваивают новые виды продукции, чтобы увеличить свои доходы.

Предприниматель последовательно добивается изменений в соотношении существующих расходов и доходов в свою пользу.

Несмотря на то что успешно действующие предприятия проводят исследования рынка, производство новых продуктов или модификация существующих могут оказаться экономически невозможными. Целенаправленно осуществленных предпринимателями инновации порождают такую же неуверенность, как и изменения экономической конъюнктуры, которые происходят независимо от конкретного предприятия. В определенном смысле инновации как источник прибыли - это особый случай риска.

Инновационный прибыль за конкуренции и отсутствия законов о патентах будет временным. Конкурирующие предприятия успешно перейматимуть инновации, сводя на нет экономический доход. Однако инновационный прибыль может существовать в прогрессивной экономике всегда, поскольку новые успешные инновации заменяют устаревшие модели, прибыль от которых сведен на нет конкуренцией.

По рыночной экономики прибыль является генератором производственного процесса. Он влияет и на уровень использования ресурсов, и на их распределение среди альтернативных пользователей. Именно прибыль побуждает предприятие осуществлять нововведения, что стимулирует инвестиции, общий выпуск продукции и занятость. Нововведения являются основным фактором экономического роста, и именно цель достичь прибыли является основой большинства нововведений.

Известно, что деятельность инвестора, как и каждого предпринимателя, сосредоточивается на максимизации прибыли за воплощение в жизнь собственных экономических решений в зависимости от их альтернативной стоимости. Выгодность (доходность) инвестированного капитала определяется отношением прибыли ко всему авансованого капитала. Это отношение получило название нормы прибыли, или «нормы рентабельности. Она является точным выражением степени рост авансованого капитала (ресурсов), т.е. эффективности его использования.

Факторами, которые непосредственно влияют на норму прибыли, является норма дополнительной стоимости, органическое строение капитала, скорость оборота капитала.

Поскольку предпринимательский интерес к производству конкретной продукции прямо пропорционален величине нормы прибыли, показатель нормы прибыли (нормы рентабельности) широко используется в принятии предпринимательских решений.

Фирма будет производить любую единицу продукции, если предельный доход от нееперебильшуватиме предельные затраты на ее производство. Но она старается максимизировать свои общие доходы, а не доходы на единицу продукции. В связи с этим фирма будет производить такой объем продукции, при котором предельный доход (MP) равняется предельным затратам (МС). Именно уравнения МС = MP характеризует правило поведения фирмы. Различают «правило открытой» и «закрытой фирмы».

Правило открытой фирмы определяет максимум прибыли, или предельного выпуска продукции. Выпуск предельного объема имеющийся тогда, когда предельный доход равняется предельным затратам.

Максимизация экономической прибыли фирмы предусматривает эффективное использование всех факторов производства и проведения мероприятий, направленных на минимизацию затрат на каждом этапе производства продукции. Из этого вытекает правило максимизации прибыли, суть которого заключается в том, что фирма максимизирует свою прибыль при таком сочетание ресурсов, когда цена каждого фактора равна его граничном продукта в денежном выражении.

При совершенной конкуренции формулируются условия максимально прибыльной равновесия, т.е. состояние предприятия, когда количество предлагаемых им товаров и услуг определяется равновесием между рыночной ценой, предельными издержками и предельным доходом. Это означает, что предприятие не потеряло ни одной единицы прибыли, которую можно было бы получить, увеличивая объем продаж, а дополнительная единица обусловит такие дополнительные расходы, которые не превысят дополнительный доход, полученный от продажи этой единицы.

Это свидетельствует, что необходимым условием получения прибыли является такое развитие производства, который обеспечивает превышение дохода над затратами на производство и сбыт продукции.