30 Сущность, структура и функции финансов
Сущность финансов
Сущность финансов содержится в совокупности денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. Финансы являются одним из важнейших орудий косвенного воздействия на воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
Экономическая сущность финансов заключается в исследовании - за счет каких статей доходов государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.
Функция финансов
Функция финансов является распределительной и контрольной, она так же осуществляет функцию формирования денежных доходов.
С помощью финансов государство осуществляет распределительную функцию финансов, а именно распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости.
Контрольная функция финансов - это, прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих, денежных отношений. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий.
Функция формирования денежных доходов формируется между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.
Структура финансов страны – это исторически сложившаяся и узаконенная государством система оборота финансовых ресурсов, перераспределяющихся по многим направлениям, из чего складываются различные типы финансовой системы: рыночный, бюджетный и банковский.
Отличительной чертой рыночного типа является перераспределение дохода государства через фондовый рынок, что характерно для экономики Канады, США и других стран.
Бюджетный тип близок таким государствам, как Россия и Швеция, где характерно перераспределение финансов через бюджетные и внебюджетные фонды; такая структура финансов характеризуется преобладанием государственной собственности и стальным налоговым прессингом.
Банковский тип экономики характерен для большинства стран Европы, где большую часть экономических ресурсов аккумулируют банки, которые перераспределяют средства путем инвестирования или кредитования.
Финансовая система является совокупностью звеньев, формирующих структуру использования доходов, включающая в себя государственные средства и вложения частных лиц.
В свою очередь, государственные структуры подразделяются на бюджетные и внебюджетные фонды.
Организация самостоятельных экономических субъектов аккумулирует в себе финансы предприятий и фирм, частного народонаселения и финансы некоммерческих организаций.
Структура финансов властного сектора (государственного) складывается из муниципальных, федеральных и региональных финансов.
Для построения такой структуры финансов необходимо проанализировать финансовый поток предприятия. Все операции должны заканчиваться на единице, ответственной за распределение и исполнение платежей, называемой центром финансовой ответственности. В роли этой единицы может выступать юридическое лицо, оффшорная фирма, управляющая компания.
В экономической структуре компании могут быть выделены несколько центров финансовой ответственности:
- центр управленческих затрат – учет косвенных затрат предприятия, запланированных бюджетом организации;
- центр нормативных затрат – отслеживание затрат на продукцию фирмы;
- центр доходов – сектор, реализующий товары и услуги фирмы;
- цент прибыли – здесь осуществляется контроль над уровнем дохода и расхода;
- цент инвестиций – название говорит само за себя, руководитель данного центра осуществляет контроль над эффективностью инвестиций.
Далее выстраивание структуры зависит от типа бизнеса, масштаба, отрасли и других характеристик. Для небольшой фирмы (к примеру, малый бизнес) достаточно двух уровней учета. Чем больше фирма, тем больше уровней управления.
Вторую ступень управления занимает спектр интересов компании, это бизнес-проект. Существуют фирмы (холдинги), формально не связанные между собой, но соединенные общим интересом.
Третий и четвертый уровни позволяют выделить внутри проектов отдельные юридические единицы, внутри которых – отдельные подразделения или программы.
Возможно создание последующих уровней, что усложнит управление и отчетность, но поможет в получении более подробной аналитики.
Для юридического лица составляется три сводных бюджета: бюджет расходов и доходов, бюджет продвижения средств и прогнозный баланс.
Финансовая и организационная составляющие тесно связаны. Несоответствие их друг другу может привести к изменениям (и не всегда в лучшую сторону) в организационной структуре.
Правильное устройство связей управления – залог успешного функционирования фирм любой направленности и объема, от малых – до холдингов.
- Ответы по экономике
- Экономическая наука и основные этапы ее развития
- 2 Предмет экономической науки. Методы исследования экономических явлений.
- 3 Общественное производство и его факторы
- 4 Ограниченность экономических ресурсов. Кривая производственных возможностей.
- 5 Основные формы общественного хозяйства. Натуральное и товарное производство.
- 6 Товар и его свойство
- 7 Экономическое и юридическое содержание собственности. Формы собственности в современной рыночной экономике и их преобразование.
- 8 Экономические интересы: сущность, структура, взаимодействие.
- 9 Сущность и основные элементы экономических систем. Их типы и модели.
- 10 Закон спроса. Факторы, вызывающие изменения в спросе.
- 11 Закон предложения. Факторы, вызывающие изменения в предложении.
- 12 Равновесная цена и рыночный механизм её формирования.
- 13 Эластичность спроса и предложения
- 14 Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.
- 15 Особенности ценообразования, формирование спроса и предложения в условиях несовершенной конкуренции
- 16 Двойственная роль монополии. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.
- 17 Сущность, сферы и функции предпринимательства
- 18 Предприятие и его формы в рыночной экономике
- 19 Издержки предприятия. Доходы и прибыль фирмы.
- 20 Рынок: сущность и основные функции. Структура и инфраструктура рынка.
- 21 Общественное воспроизводство: его структура и основные пропорции
- 22 Система национальных счётов и её показателей
- 23 Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос- совокупное предложение»
- 24 Объективная необходимость государственного регулирования экономики
- 25 Экономические функции государства
- 26 Инструменты государственного регулирования экономики
- 27 Сущность и функции денег. Типы и структуры денежной системы
- 28 Монетарная политика государства
- 29 Кредит и его виды. Система банков.
- 30 Сущность, структура и функции финансов
- 31 Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности
- Бюджетная сбалансированность (Бюджетный федерализм)
- 32 Сущность и виды налогов. Фискальная политика государства
- 33 Инфляция: содержание, причины и последствия.
- 1) Внешние причины.
- 2) Внутренние причины.
- Последствия инфляции.
- 34 Антиинфляционная политика государства
- 35 Доходы населения: их содержание и механизм формирования
- 36 Понятие социальной справедливости и социальная политика государства
- 37 Экономический рост и развитие. Измерение, факторы и типы экономического роста.
- 38 Циклический характер экономического развития. Антикризисное регулирование экономики
- Безработица, её виды, причины и последствия
- 40 Сущность и основные формы мирового хозяйства