logo
Ответы по ЭКОНОМИКЕ

11 Закон предложения. Факторы, вызывающие изменения в предложении.

Товаропроизводители исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует предложение. Предложение — желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь велика, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны.

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).

На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение — функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение — предложение отдельного производителя. Рыночное предложе­ние — совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.

Факторы:

1 Цены на ресурсы. Вернемся к нашей шкале предложения.

Предположим, что производители теперь покупают для производства своей

продукции более дешевое сырье. Поскольку покупка его требует меньше

затрат, при прежних ценах на выпускаемые изделия, производители с

разным первоначальным уровнем затрат имеют возможность произвести больше

продукции.

2 Изменение в технологии производства. Если ручной труд

заменить машинами, произойдет увеличение производительности труда и,

следовательно, предложение товара вырастет, кривая предложения сдвинется вправо.

3 Налоги и дотации. Производители рассматривают увеличение налогов

как рост издержек производства. Чрезмерное увеличение налогов на прибыль

приведет к сокращению производства, так как сделает его менее выгодным.

Кривая предложения сдвинется влево.

Дотации — это «издержки наоборот». Выплата дотаций часто осуществляется с целью стимулирования производства либо отдельного товара,

либо производства в определенных районах страны. Дотации ведут к росту

предложения и сдвигу кривой предложения вправо.

4. Цены на другие товары. Часто рост цен на одни товары приводит к

изменению предложения других товаров. Так, повышение цен на йогурт

переключит производителей с изготовления кефира на производство йогурта,

и предложение кефира уменьшится, кривая его предложения сдвинется влево.

5. Ожидания изменения цен. В условиях инфляции ожидание повышения

цен по-разному отразится на поведении фирмы в кратковременном и

долговременном периодах.

В кратковременном периоде, когда затраты уже произведены, фирма,

зная, что ежедневно цены растут, скажем, на 0,5%, постарается

попридержать товар на складе хотя бы на 3 дня, зная, что через 3 дня продаст его

на 1,5% дороже. Следовательно, в кратковременном периоде предложение

сократится, и кривая предложения сдвинется влево.

В долговременном же периоде небольшая инфляция будет стимулировать

рост производства, так как повышение цен будет приносить фирмам больше

прибыли. Кривая предложения будет сдвигаться вправо.

6. Рост числа производителей. Увеличение количества фирм,

производящих однородный товар, ведет к росту предложения и сдвигает кривую

предложения вправо.