logo
Ответы по ЭКОНОМИКЕ

38 Циклический характер экономического развития. Антикризисное регулирование экономики

Несмотря на обилие работ по проблеме цикличности, до сих пор нет единой концепции по поводу причины существования этого явления.

Вопрос о причинах цикличности современных национальных экономик в зависимости от типов цикличности трактуется разными экономическими школами с неодинаковой степенью равнозначности. Так, в оценках причин «длинных волн» и структурных кризисов подходы различных экономистов в настоящее время во многом схожи (по крайней мере, идеи Кондратьева и Шумпетера признаются фактически всеми). Причины же «классических», т. е. промышленных (экономических), циклов определяются по-разному.

Вначале большинство авторов трактовали процесс цикличности как результат (отражение) процессов в сфере обращения.

Когда Америка была молода и еще только развивалась, банковское дело было бизнесом, в который можно было легко войти. Для этого достаточно было одолжить немного денег и найти, где открыть счет. В то время не существовало законов, ограничивающих количество капиталовложений, правил ведения банковского дела, никаких других мер, защищающих или направляющих развитие экономики. Банковская система имеет способность «создавать» деньги. Она поддерживает определенный уровень резервов депозиторских денег и затем расширяет денежную массу бесконечно повторяющимся процессом выдачи денег в долг, с последующим отчислением резервного фонда из этих денег и вновь с последующей их выдачей. К текущему резерву в большинстве западных стран сегодня предъявляется требование, чтобы он составлял 18—20 %. Это позволяет предоставлять кредит на сумму, превышающую в 5 раз размеры вложений. Как вы можете представить, ситуация, когда кредитуется сумма в 5 долл., а на счету имеется всего 1 долл., может оказаться критической в момент цикличных перепадов. Обычно люди не торопятся снимать свои деньги с банковских счетов, но они хотят быть уверенными в том, что они всегда могут снять их со счета, когда это им будет необходимо. В критических ситуациях люди начинают опасаться, что они могут не получить свои деньги сразу. Все вкладчики выстраиваются в очередь, чтобы снять со счетов свои деньги. Банк же не может выдать деньги всем вкладчикам одновременно из-за того, что имеет ограниченное количество денег на руках, в наличии (помните, что банк занимается тем, что принимает от одних людей вклады, а другим людям выдает эти деньги взаймы!), ибо основные деньги банка находятся в займах. Займы нелегко превратить в наличные деньги. Поэтому, если вкладчики намерены все одновременно получить свои вклады, то обеспечить это просто невозможно, и банк вынужден закрыться.

Первоначально банки имели право печатать деньги. Они выпускали банкноты, которые гарантировали получение за них золота. Затем банки стали выпускать банкноты, не обеспеченные золотом. Банкноты выпускались банками, которые находились на расстоянии тысяч миль от людей, приобретавших их. Тот уровень коммуникации и транспорта, который тогда существовал, гарантировал невозможность выкупа золота по этим банкнотам. Эта практика через некоторое время вызвала состояние общей нестабильности в экономике, которая может быть охарактеризована как паника. Паника -— это такая ситуация, когда люди начинают волноваться за судьбу своих вкладов и закрывают свои счета. Когда все вкладчики вдруг требуют свои вклады, банк закрывается, поскольку он не может вернуть их всем. Это в свою очередь вызвало банкротство и производственных предприятий. Таким образом, спады, кризисы объяснялись нестабильностью финансового сектора, который при определенных условиях вызывает спад экономической активности во всех сферах национальной экономики.

Подобный подход к трактовке проблемы цикличности сегодня отходит на второй план, он признается изначально поверхностным, так как исходит из анализа только сферы обращения. В настоящее время цикличность рассматривается в связи с производством и обращением. В центр анализа выносится динамика промышленного производства, ВНП, подушевого дохода. При этом динамика цен, процента, оборота трактуется лишь как индикатор общеэкономических изменений.

Существуют психологические объяснения циклов, связывающих деловую активность со сменой настроений, переходами от массового оптимизма к пессимизму. Ряд экономистов объясняет экономический цикл внешними причинами: возникновение пятен на солнце, которые ведут к неурожаю и общему экономическому спаду; войнами, революциями и другими политическими потрясениями; освоением новых территорий и связанной с этим миграцией населения, колебаниями численности населения земного шара; мощными прорывами в технологии, позволяющими коренным образом изменить структуру общественного производства, и другими причинами.

Наиболее распространенными сегодня являются следующие направления исследования причин кризисов и циклов.

Это, во-первых, объяснение кризисов недопотреблением народных масс, вызывающим обвал производства. Лекарство от кризисов в этом случае — стимулирование потребления. Между тем, неравномерная динамика потребления, как убеждает нас практика, представляет собой скорее следствие, чем причину экономического цикла.

Во-вторых, группа ученых-экономистов связывает кризис с отсутствием «правильных пропорций» между отраслями и регионами, с нерегулируемой деятельностью предпринимателей. Составной частью этих взглядов можно считать концепцию, объясняющую кризисы сбоями в денежном обращении или банковской сфере, описанной выше.

В-третьих, известную популярность получил поиск причин циклического характера развития экономики в конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Экономический кризис обнаруживает существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе, поэтому кризис является не только результатом нарушения пропорциональности развития общественного производства, но и импульсом к достижению равновесия и сбалансированности национальной экономики.

Кризис – это понятие тесным образом связано и с другим понятием, «риск», который влияет на методологию разработки любого решения в сфере управления. Кризис

— это довольно сложный процесс обострений противоречий в социально-экономической системе, угрожающий жизнестойкости ее в окружающей среде.

Социально-экономическая система в любой форме и в своем любом другом виде

своего существования имеет две тенденции: развитие и функционирование.

Развитие — это в своем роде приобретение нового качества в рзных условиях изменяющейся среды.

Функционирование — это поддержание жизненно необходимой деятельности, качественной определенности, сохранение различных функций, определяющих ее целостность,

важные характеристики.

Развитие и функционирование взаимосвязаны тесным образом и отражают единс-

тво диалектики основных тенденций социально-экономической системы.

Связь развития и функционирования имеет диалектический характер и отражает закономерность и возможность наступления и нахождение решение разрешения кризисов.

Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его средой, а развитие

разрушает многочисленные процессы функционирования и создает условия для его более твердого устойчивого осуществления.

Поэтому и возникает циклическая тенденция развития. Она отражает периоди-

ческое наступление кризисов. Они не обязательно могут являться разрушительными

и протекать с определенной степенью, но наступление кризисов вызывается не только

объективными, но и субъективными причинами в социально-экономической системе ее

природы происхождения.

У кризиса могут быть разные причины. Одни из них - объективные, которые свя-

занны с потребностями цикличности модернизации и реструктуризации, а другие - субъективные.

Другие его причины могут быть внешними и внутренними. Внешние связаны со

стратегией макроэкономического развития и тенденциями или, возможно, развития мировой экономики, политической ситуацией в стране; с конкуренцией; внутренние — с

риском стратегии маркетинга, внутренними конфликтами, разными недостатками в организации какого либо производства, несовершенством ___________в управлении, инвестиционной

и инновационной политикой.

Необходимо оценить и осознать всю опасность кризиса, что она существует всегда

и необходимо его предвидеть и спрогнозировать. Последствия же кризиса могут быть разрушительными и вести к резким изменениям. Послекризисные изменения бывают

долгосрочными и краткосрочными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

В проблематике кризиса выделяют макро- и микро кризисы.

По своей структуре отношений в социально-экономической системе, по диффе-

ренциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы социальных,экономических, психологических, организационных и технологических кризисов.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении

интересов различных социальных групп или об разований.

Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический. Это —

кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов в управлении обществом.

Экономические кризисы отражают противоречия в экономике страны или состоя-

нии экономики отдельной фирмы, предприятия.

В группе экономических кризисов можно выделить финансовые кризисы. Они кон-

кретно характеризуют противоречия состояния финансовой системы или ее финансовых возможностей.

Психологические кризисы проявляются в виде стресса, который приобретает мас-

совый характер, возникают чувства неуверенности, паника, страх за будущее, полной или

частичной неудовлетворенности работой, социальным положением, правовой защищенностью.

Организационные кризисы проявляются как кризисы интеграции деятельности и ее

разделения, распределения разных функций деятельности отдельных подразделений.

Технологический кризис возникает как кризис с новыми технологическими идеями.

Этот кризис может быть связан с технологической несовместимостью каких-то изделий

или кризис, который отвергает новые технологические решения. В простом понимании

эти кризисы могут выглядеть как кризисы научно-технического прогресса — обострение разных противоречий между его возможностями, тенденциями и последствиями.

Также могут быть кризисы закономерными и случайными.

Существуют кризисы явные и скрытые.

Все возможные кризисы разделяются на группы кризисов затяжных и кратковре-

менных, и фактор времени в кризисных ситуациях играет очень важную роль. Затяжные кризисы обычно проходят сложно и болезненно. И часто они являются следствием неумения человека управлять кризисными ситуациями, непонимания самой сущности и характера кризиса, его каких-либо причин и возможных последствий.

Экономические кризисы являются следствием любой смешанной экономики. Это индикаторы, которые указывают на определенный дисбаланс в развитии экономической системы. Кризисы могут выражаться в растущем разрыве между спросом и предложением, обесценивании денег, росте стоимости жизни, безработице. Разные политологи, экономисты и

управленцы по-своему объясняют их причины.

Первой причиной является разрыв между производством и потреблением товаров.

В рамках натурального хозяйства между производством и потреблением всегда существовала прямая связь, поэтому не было никаких условий для экономических кризисов.

Вся сущность этого кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отноше-

нию к платеже способному спросу и в нарушении условий процесса воспроизводства

общественного капитала, в большинстве банкротствах фирм, росте безработицы.

В учении об экономическом цикле отражены основные закономерности развития

воспроизводства. Наиболее глубоко и правильно эту проблему исследовал К. Маркс. Он

вскрыл основные причины кризисов и обосновал неизбежность их в условиях стихии и

анархии производства.

В 1825 г. в Англии произошел первый экономический кризис, где к тому времени

капитализм уже стал господствующим строем. Последующий за этим кризисом – другой произошел в 1836 г. и охватил Великобританию и США. Кризис 1847 г. затронул практически все страны Европы. Первый мировой экономический кризис был самым глубоким кризисом со времени начала капиталистического развития. Кризис 1873-1878 гг. охватил США и большинство европейских стран и по своей продолжительности превзошел все предыдущие кризисы.

Мировые экономические кризисы происходили в 1900-1903 гг., 1907 г., 1920 г., но все они не могли сравниться с мировым кризисом 1929- 1933 гг. Он продолжался больше 4-х лет и охватил весь капиталистический мир и все сферы экономики.

В дальнейшем, после этого кризиса была затяжная депрессия. Другие очередные

экономические кризисы в странах капитализма проходили в 1953-1954 и 1957-1958 гг.

Но самым глубоким был экономический кризис 1973-1975 гг. в послевоенный период. Отличался он высоким уровнем инфляции. Характерная особенность его была в переплетении с глубокими структурными кризисами, которые поразили важнейшие сферы производства — энергетику, сырьевые отрасли, сельское хозяйство, а также валютную систему.

Классический цикл воспроизводства общественного состоит из четырех фаз.

Первая фаза — кризис. Начинает происходить сокращение объема производства и деловой активности, падают цены, начинает расти безработица и резко увеличивается количество банкротств. При этом надо заметить, что существуют различия в степени негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли.

Вторая ___________фаза — депрессия. Она представляет собой фазу по продолжительности—

от полугода до 3-х лет. Для нее характерны беспорядочные действия и неуверенность

Доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается сложно.

Третья фаза — это оживление. Это и есть фаза восстановления. Начинаются капиталовложения, и растут цены. Оживление охватывает отрасли, поставляющие средства производства. Другими словами, оживление завершается достижением уровня предкризисного по макроэкономическим показателям. Далее начинается новый, высокий, подъем.

Четвертая фаза — подъем (бум). Это фаза, в которой ускорение экономического

развития можно обнаружить в серии нововведений, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и заработной платы. И в это же время нарастает в банковских балансах напряженность и увеличиваются товарные запасы. Подъем, который начинает выводить экономику на новый уровень,

подготавливает базу для нового кризиса.

Первоначальным «толчком» (причиной) нового периодического кризиса является

сокращение совокупного спроса, и снова начинается спад производства, падение занятости, уменьшение доходов, сокращение расходов и спроса. Это может сломать уже сложившееся рыночное равновесие и дать новый толчок к очередному экономическому кризису. В связи с многообразием причин циклического воспроизводства и других частых

нарушений уже сложившихся традиционных фаз учеными предлагаю разновидности

циклов:

• циклы Кузнеца. Продолжительность этих циклов ограничивается ≈20 годами, а

движущие силы являются сдвигами в воспроизводственной структуре производства ( эти

циклы часто называют строительными или непроизводственными);

• циклы Кондратьева. Это длинноволновые циклы, и их продолжительность от 40

до 60 лет: и их главной силой являются радикальные изменения в технологической базе

общественного производства и его структурная перестройка;

• циклы Китчина. Их продолжительность от 3 до 5 лет порождается

динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на

предприятиях;

• циклы Джаглера периодичностью 7—11 лет являются итогом взаимодействия

многообразных денежно-кредитных факторов;

• частные хозяйственные циклы, охватывающие период от одного года до 12 лет и

существующие в связи с колебаниями инвестицион ной активности.

Большое внимание в современных условиях ученые уделяют теории «длинных

волн» Н. Д. Кондратьева (1892—1938). В 20-е годы он проводил экономические сопоставления ряда показателей, которые характеризуют развитие нашей экономики, с динамикой

мирового капиталистического хозяйства.

Исследования Кондратьева привели его к выработке концепции «длинных волн» капиталистического воспроизводства. Он доказал, что наряду уже с известными малыми

циклами капиталистического воспроизводства (продолжительностью 8 - 10 лет) существу-

ют большие воспроизводственные циклы, у которых средняя продолжительность 48-55 лет.

Кондратьев в этих циклах выделял две фазы, или две волны, — повышательную и понижательную.

Первый цикл – с 1787-1792 до 1810-1817 гг. (повышательная волна) и с 1810 -1817

до 1844-1851 гг. (понижательная волна). Второй цикл – с 1844 -1851 до 1870-1875 гг. (по-

вышательная волна) и с 1870 -1875 до 1890-1896 г. (понижательная волна). Третий цикл

— с 1890-1896 гг. до 1914-1920 гг. (повышательная волна) и с 1920 г. до 1940 г. (понижательная волна).

Согласно всем расчетам Кондратьева, следующий, четвертый, большой цикл должен

был начаться с конца 40-х и продолжаться до начала 70-х годов. Ожидалась повышающая волна, а с начала 70-х до середины 80-х годов — понижающая. Переход от понижающей волны четвертого цикла к повышающей волне следующего, пятого, большого цикла должен,

по этим расчетам, произойти в начале 90-х годов, а высшая точка повышательной волны

этого пятого цикла будет достигнута в первом десятилетии XXI века.

Опыт развития мировой экономики показал, что так называемые «длинные волны»

Кондратьева прогнозируют развитие общественного воспроизводства. И поэтому его теория была изначально взята на вооружение во многих странах мира и в зарубежной социально-экономической литературе утвердилось весьма уважительное отношение к большим циклам.

Уже в современных условиях эти «длинные волны» не могут не оказать такого существенного влияния на традиционные циклы промышленности. И если кризис разразится

в период понижающей волны большого цикла, то это предопределит его более глубокий

и затяжной характер, так же, как и повышающая волна большого цикла может оказать

позитивное влияние на преодоление кризиса.

Анализ итогов реформ в современной России показал, что их идеологи, взяв на вооружение лозунг «реальный социализм побежден капитализмом», предприняли попытку

перенести на страну принципы развития экономики, распространенные в иных географических и исторических границах. Подтверждением являются разные варианты капиталистического развития, например, США, в Германии, Швеции, Франции, Японии.

Рыночная экономика — это средство, а не сама цель. Поэтому усилия государства

должны сосредоточиваться на поиске путей, которые будут направлены на максимальное использование уже имеющегося научно-технического и производственного потенциала,

и сохранение человеческого капитала, а также обеспечение социальной поддержки этих реформ.

Поэтому должны разрабатываться конкретные методы проведения активной соци-

альной и промышленной политики. Особенно необходимо уделять внимание проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может. А последнее очень важно для России. Ведь если даже предположить, что рынок — это саморегулируемая система, что может быть верным только при очень жестких условиях, он, тем не менее, никогда не может быть самообразующейся системой.

Центральная проблема развития — это взаимодействие между правительством и

рынком. Это вопрос не о том, вмешиваться или не вмешиваться государству в дела экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока

лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

Основная динамика выхода из кризиса, а после - и экономического роста опреде-

ляется способностью поощрять развитие институциональных форм. За кризисом важно

разглядеть новые ростки следующего, вокруг которых должна совершаться перестройка

всего социального и экономического пространства.

Эта функция государства обеспечивается наличием демократической власти, заин-

тересованной в социально ориентированном характере проводимых реформ, способной

осуществлять политику в интересах общества. Следует сделать вывод, что речь идет о

превращении власти в действующий структурный механизм общества, который обеспе-

чивает смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий обще-

ство от монополизации власти. Разрешить эту задачу можно только при наличии контроля

государства над властью.

Чтобы привести в действие социальные факторы для получения их максимальной

отдачи необходимо обеспечивать ряд условий. Первое - это развитие законодательной

базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов. В обществе, где не была

создана государственно-правовая система, растет теневая экономика.

Опираясь на зарубежный опыт и анализ нашей отечественной практики, нельзя не

заострить внимание, что определяющую роль в очень резком росте масштабов этой те-

невой экономики в России сыграли просчеты и ошибки в проведении экономических

преобразований. И именно это привело к формированию дестабилизации материального

положения основной массы населения.

В числе основных форм государственного регулирования кризис ных процессов можно

выделить следующие.

Нормотворческая деятельность (издание законов и подзаконных актов).

Защита интересов государства как собственника возложена на Федеральное управ-

ление по делам несостоятельности (банкротст ва) при Мингосимущества РФ.

Финансовое регулирование — линии государственного воздей ствия:

- формирование бюджета (структура; дефицитность);

- эмиссия ГКО и других ценных бумаг;

- кредиты и ссуды;

- курсовая политика Центробанка (курс рубля; ставка рефи нансирования; лицензио-

нирование коммерческих банков);

- налоговое регулирование (поэтапное смещение налоговой нагрузки с производс-

твенных предприятий на население);

- тарифы (транспорт, электроэнергия и др.);

- цены на сырьевые ресурсы.

Производство — линии государственного воздействия:

- государственный заказ на тендерной основе;

- подряды на строительство;

- управление государственными пакетами акций через интег рированные структуры

(холдинги, концерны, ФПГ и т.п.);

- финансирование НИОКР;

- специальные программы развития крупных производств;

- поддержка малого и среднего бизнеса;

- реструктуризация задолженности хозяйственных организаций;

- поддержка экспорта;

- защита импорта.

Социальная сфера — линии государственного участия:

- занятость;

- пенсии, пособия, стипендии;

- медицина;

- образование;

- домохозяйства;

- трудовые отношения;

- коммунальные услуги.

Таким образом, можно сделать вывод. В условиях кризиса возрастает необходимость

сочетания рыноч ных механизмов с государственным регулированием социально-эконо-

мических процессов на всех уровнях — от федерального до муниципального. При этом

возрастающая роль отводится институ там гражданского общества.

Важнейшим элементом антикризисного регулирования экономики является эконо-

мическая политика.

Исходя из целеполагания в общем виде, можно классифицировать следующие виды

экономической политики.

• Стабилизационная политика наиболее характерна для ситуации кризиса, спада про-

изводства, когда необходимо подавить негативные стихийные процессы, достичь управляе-

мости, предотвратить дальнейшее ухудшение дел. Э. Хансен предложил концепцию встроен-

ных стабилизаторов, суть которых состоит в том, что общая сумма нало говых поступлений в

фазе спада автоматически уменьшается, тогда как расходы государства по различным видам

социального страхова ния возрастают.

В фазе подъема налоговые поступления возрастают благодаря системе обложения про-

грессивным налогом личных дохо дов. Изменение соотношения расходов и налоговых пос-

туплений и образует, по существу, механизм встроенных стабилизаторов. Э. Хансен считал,

что встроенные стабилизаторы могут действовать достаточно эффективно вследствие воз-

растания роли государствен ных расходов и поступления налогов.

• Социальная политика выходит на первый план в высокоразви тых странах, осущест-

вляется в тесной увязке с экономикой, выдви гаются социальные цели. Это так называемые

страны с социально ориен тированной экономикой.

• Политика «общеэкономического равновесия».

• Политика «экономического роста».

Конкретными инструментами экономической политики выступают:

• фискальные рычаги;

• монетаристские или кредитно-денежные инструменты;

• установление предельных уровней цен на какие либо определенные виды продукции;

• введение ограничений и запретов на определенные виды экономической деятельности;

• прямое директивное планирование, в основном на казенных за водах;

• введение экспортно-импортных тарифов, таможенных пошлин, квот на ввоз и вывоз

товаров и капитала.

Преодоление кризисов — этот процесс управляем. Успех управления зависит от точ-

ного распознавания кризиса вовремя. Его признаки дифференцируются по его типологи-

ческой принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины,

возможные последствия, фаза проявления.

В социально-экономической системе наблюдается повышенная роль человечес-

кого фактора в ее антикризисном развитии, которая означает главное - предвидение и

своевременное разрешение этого кризиса.

Кризис имеет методологию распознавания ряда его причин, которая теснейшим об-

разом связана с организацией этой работы, и предполагает наличие специалистов, раз-

личные функции их деятельности, статус решений или рекомендаций и взаимодействие в

системе управления.

В Основном распознавание кризисных ситуаций и предвидение кризисов сегодня

в связи с большой сложностью управления и увеличива ющихся масштабов производс-

твенной деятельности, я считаю, должно быть поставлено на профессиональную основу.

Преодоление кризисов зависит от методик анализа кризисных ситуаций и наличия специ-

алистов в области антикризисного управления. Профессионализм управления не должен

ограничивается навыками нормального, успешного управления. Профессионализм дол-

ен проявляться и в условиях кризиса, повышенного риска и экстремальных ситуаций_