27 Сущность и функции денег. Типы и структуры денежной системы
Сущность денег
деньги представляют собой экономические дела, связанные с формированием, распределением и внедрением централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач страны и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Под централизованными деньгами понимаются экономические дела, связанные с формированием и внедрением фондов денежных средств страны, аккумулируемых в гос бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными деньгами понимаются денежные дела, опосредующие кругооборот денежных фондов компаний.
деньги — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные дела занимают в экономических отношениях. Но не всякие денежные дела выражают денежные дела.
деньги различаются от средств как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
средства — это всеобщий эквивалент, с помощью которого до этого всего измеряются издержки труда ассоциированных производителей, а деньги — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и государственного дохода, орудие контроля за образованием и внедрением фондов денежных средств. Основное их назначение состоит в том, чтоб методом образования денежных доходов и фондов обеспечить не лишь потребности страны и компаний в денежных средствах, но и контроль за расходованием денежных ресурсов.
деньги выражают денежные дела, которые появляются меж:
• предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
• предприятиями и вышестоящими организациями при разработке централизованных фондов денежных средств и их распределений;
• государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
• государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
• предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
• отдельными звеньями бюджетной системы;
• органами имущественного и личного страхования, предприятиями, популяцией при уплате страховых взносов и возмещении вреда, при пришествии страхового варианта;
• денежные дела, опосредующие кругооборот фондов компаний.
основным материальным источником денежных доходов и фондов служит государственный доход страны — вновь созданная цена либо цена валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Размер государственного дохода описывает способности ублажения общегосударственных потребностей и расширения публичного производства. Конкретно с учетом размеров государственного дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда скопления — определяются пропорции развития экономики и её структура. Вот почему во всех странах придается принципиальное значение статистике государственного дохода.
Без роли денег государственный доход не может быть распределен. Деньги — неотъемлемое связывающее звено меж созданием и внедрением государственного дохода. Деньги, воздействуя на создание, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
Современная экономика не может существовать без государственных денег. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться лишь государством. Это атомная индустрия, космические исследования, ряд новейших приоритетных отраслей экономики, а также компании, которые необходимы всем (почта, телеграф и некие остальные).
деньги отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и способности их действия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.
Состояние экономики страны описывает состояние денег. В условиях неизменного экономического роста, роста ВВП и государственного дохода деньги характеризуются собственной устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение свойства жизни людей страны.
В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние денег резко ухудшается, что выражается в больших бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии средств, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, трудности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, понижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию настоящей сферы производства.
Функции денег.
Сущность денег проявляется в их функциях. Деньги выполняют две главные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются деньгами сразу. Любая финансовая операция значит распределение публичного продукта и государственного дохода и контроль за этим распределением.
1. Распределительная функция проявляется при распределении государственного дохода, когда происходит создание так называемых главных, либо первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Главные доходы формируются при распределении государственного дохода посреди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1)зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, фермеров, занятых в сфере материального производства; 2)доходы компаний сферы материального производства.
но первичные доходы еще не образуют публичных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, ублажения материальных и культурных потребностей населения. Нужно дальнейшее распределение либо перераспределение государственного дохода, связанное:
• с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах более эффективного и оптимального использования доходов и скоплений компаний и организаций;
• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой государственный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
• перераспределением доходов меж различными социальными группами населения.
В итоге перераспределения образуются вторичные, либо производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования государственного дохода.
Активно участвуя в распределении и перераспределении государственного дохода, деньги способствуют трансформации пропорций, появившихся при первичном распределении государственного дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такового перераспределения, обязаны обеспечить соответствие меж материальными и финансовыми ресурсами и, до этого всего меж размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.
Перераспределение государственного дохода в русской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).
таковым образом, перераспределение государственного дохода происходит меж производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами принадлежности и социальными группами населения.
Конечная мишень распределения и перераспределения государственного дохода и ВВП, совершаемых с помощью денег, состоит в развитии производительных сил, разработке рыночных структур экономики, укреплении страны, обеспечении высокого свойства жизни широких слоев населения. При этом роль денег подчинена задачкам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов компаний и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших издержек.
2. Контрольная функция. Будучи инвентарем формирования и использования денежных доходов и фондов, деньги объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по подходящим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные дела денежной контроль ориентирован на обеспечение динамичного развития публичного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение свойства работы во всех звеньях народного хозяйства. Он обхватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, денежных ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и утрат, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из принципиальных задач денежного контроля — проверка чёткого соблюдения законодательства по денежным вопросам, своевременности и полноты выполнения денежных обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств компаний и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция денег проявляется также через многогранную деятельность денежных органов. Работники денежной системы и налоговой службы осуществляют денежный контроль в процессе денежного планирования, при выполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и способы денежного контроля значительно изменяются.
3. кроме распределительной и контрольной функции деньги выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством страны через деньги (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Но на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.
4. В условиях рыночных отношений деньги обязаны также делать стабилизационную функцию. Её содержание заключается в том, чтоб обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и людей постоянные условия в экономических и социальных отношениях. Особенное значение при этом имеет вопрос о стабильности денежного законодательства, поскольку без этого нереально воплощение инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как нужное условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.
Типы и структура денежных систем
Денежная система — форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна.
Денежные системы сформировались в Европе в XVI—XVII веках в период укрепления государственной власти и формирования национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились в более ранний исторический период.
В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как товар — всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают два типа денежных систем:
• система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на золото;
• система обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.
В зависимости от металла, который в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различают биметаллизм и монометаллизм.
Биметаллизм — денежная система, при которой роль всеобще-го эквивалента законодательно закреплена за двумя благородными металлами (обычно золотом и серебром), предусматривая свободную чеканку монет из обоих металлов и их неограниченное обращение.
Существуют три разновидности биметаллизма:
• система параллельной валюты, когда соотношение между зо-лотыми и серебряными монетами стихийно устанавливается на рынке;
• система двойной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось государством в зависимости от различных факторов (спрос на металлы, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.);
• система «хромающей» валюты, при которой золотые и серебряные монеты служили законными платежными средствами, но не на равных основаниях, так как чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет. То есть золото имеет более свободное обращение, чем серебряные деньги.
Биметаллизм был широко распространен в XVI—XVII вв., а в ряде стран Западной Европы и в XIX в.
Однако биметаллическая денежная система была противоречива и неустойчива. Она не соответствовала потребностям развития товарного хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов (золота и серебра) противоречит природе этой денежной функции. Всеобщей мерой стоимости может служить только один товар. Кроме того, устанавливаемое государством твердое стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало их рыночной стоимости.
Развитие товарного хозяйства требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступил место монометаллизму.
Монометаллизм — денежная система, при которой один денежный металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения, а функционирующие монеты и знаки стоимости разменны на золото или серебро.
В истории известны денежные системы, основанные на серебряном монометаллизме (в частности Россия в 1843—1852 гг.), однако, справедливости ради, необходимо отметить, что наибольшее распространение в мире получил все-таки золотой монометаллизм.
В зависимости от характера обращения и обмена денежных знаков на золото в теории денег различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золото-девизный стандарты.
- Ответы по экономике
- Экономическая наука и основные этапы ее развития
- 2 Предмет экономической науки. Методы исследования экономических явлений.
- 3 Общественное производство и его факторы
- 4 Ограниченность экономических ресурсов. Кривая производственных возможностей.
- 5 Основные формы общественного хозяйства. Натуральное и товарное производство.
- 6 Товар и его свойство
- 7 Экономическое и юридическое содержание собственности. Формы собственности в современной рыночной экономике и их преобразование.
- 8 Экономические интересы: сущность, структура, взаимодействие.
- 9 Сущность и основные элементы экономических систем. Их типы и модели.
- 10 Закон спроса. Факторы, вызывающие изменения в спросе.
- 11 Закон предложения. Факторы, вызывающие изменения в предложении.
- 12 Равновесная цена и рыночный механизм её формирования.
- 13 Эластичность спроса и предложения
- 14 Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.
- 15 Особенности ценообразования, формирование спроса и предложения в условиях несовершенной конкуренции
- 16 Двойственная роль монополии. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.
- 17 Сущность, сферы и функции предпринимательства
- 18 Предприятие и его формы в рыночной экономике
- 19 Издержки предприятия. Доходы и прибыль фирмы.
- 20 Рынок: сущность и основные функции. Структура и инфраструктура рынка.
- 21 Общественное воспроизводство: его структура и основные пропорции
- 22 Система национальных счётов и её показателей
- 23 Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос- совокупное предложение»
- 24 Объективная необходимость государственного регулирования экономики
- 25 Экономические функции государства
- 26 Инструменты государственного регулирования экономики
- 27 Сущность и функции денег. Типы и структуры денежной системы
- 28 Монетарная политика государства
- 29 Кредит и его виды. Система банков.
- 30 Сущность, структура и функции финансов
- 31 Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности
- Бюджетная сбалансированность (Бюджетный федерализм)
- 32 Сущность и виды налогов. Фискальная политика государства
- 33 Инфляция: содержание, причины и последствия.
- 1) Внешние причины.
- 2) Внутренние причины.
- Последствия инфляции.
- 34 Антиинфляционная политика государства
- 35 Доходы населения: их содержание и механизм формирования
- 36 Понятие социальной справедливости и социальная политика государства
- 37 Экономический рост и развитие. Измерение, факторы и типы экономического роста.
- 38 Циклический характер экономического развития. Антикризисное регулирование экономики
- Безработица, её виды, причины и последствия
- 40 Сущность и основные формы мирового хозяйства