logo search
istoria

Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии

Азия. Наиболее известным памятником Древнего Востока является кодекс законов Вавилонии, принятый в 18 в. до н.э. царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

В Месопотамии возникла реальная угроза сохранению устоев государства. Быстрое развитие товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступления налогов в казну и ослаблением государственных структур, армии.

Закрепленные в кодексе Хаммурапи правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью. За покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство или смертная казнь. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. Царские воины и другие граждане - вавилоняне по новым законам не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая за долги в рабство жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось законом, что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг; масштабы ростовщичества были упорядочены так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%.

Китай. Основное учение этого периода - конфуцианство — со­зданное Конфуцием(Кун Фуцзы), жившем в 551-479 гг. до н.э.

Эко­номические взгляды Конфуция систематизированы одним из его последователей Мэн-цзы(372-289 гг. до н.э.) и оказали большое влияние на экономическую мысль Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.

В экономике страны в быт­ность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовла­дения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные свя­зи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись пози­ции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций создал учение о естественном пра­ве. Он исходил из того, что в основе общественно­го устройства лежит божественное начало: оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на "благород­ных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов" ("низ­ких"), уделом которых является физический труд, Конфуций счи­тал естественным. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему.

Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспиты­вать "доверие" рабов к эксплуататорам, советовал "благородным" добиваться верности рабов.

Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности форми­ровавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета госу­дарства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.

Таким образом, в ус­ловиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального "равенства" при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов.

С критикой конфуцианства выступили Мо-цзыи его сторонники (моисты).

Они проповедовали природное равенство людей, идею "всеобщей взаимной люб­ви", отрица­ли сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходи­мость всемерного развития производства для удовлетворения по­требностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей.

Трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов относится к IV—III в. до н.э.

В целях укрепления экономического положения крестьян, авторы трактата предлагали ограничить обязатель­ную трудовую повинность крестьян, оградить от спекулянтов и ростовщиков, изменить систему налогов, повысить цены на хлеб.

Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономи­ческие дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.

Таким образом, столкновение двух тенденций в социально-экономической жиз­ни: стремление сохранить патриархально-общинные начала с од­ной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения — с другой, борьба стоявших за ними классов, проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйствадлительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая.

Индия.Основные экономические идеи содержатся в древнейших памятках —ведах,представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний.

Они создавались в I тысяче­летии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщин­ного строя и формирование рабовладения.

К этому периоду относятся произведения древнеиндийского эпоса "Махабхарата" и"Рамаяна".Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая — о подвигах Рамы.

"Законы Ману"- характеризуют социально-экономические условияя Индии III ты­сячелетия до н.э. - это свод пред­писаний, ниспосланных людям "божественным законодателем", т.е. свод правил регламентирующих поведение индийца в соответствии с религиозными догмами брахманизма. «Законы» отразили существование наследственных каст. Обосно­ванная в них брахманская концепция экономической политики отво­дила существенную роль государству, на которое возлагалось обес­печение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, экс­плуатация свободного населения и др.

Автором трактата "Артхашастра" (буквально - наука о пользе, о практической жизни) был советник царя Чандрагупты I брахман — Каутилья(конец IV — начало III вв. до н.э.).

"Артхашастра" - это собрание наставлений по вопросам управле­ния государством создавалось как наставление для царя. Трактат характери­зует социально-экономическое и политическое устройство страны, повествует о социальном неравенстве, оправды­вает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты.

Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты:

Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшат­рии. Рекомен­довались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждав­шие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обла­дать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.

В "Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения.

Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем раз­вивались ремёсла, торговля.

В "Артхашастре" проводилась идея об активном вмеша­тельстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию об­щественных отношений на царскую власть воз­лагались заботы о выполнении многих хозяйствен­ных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригацион­ных (лат. искусственное орошение) систем, строительство колодцев, создание новых деревень, орга­низацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специ­фического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвали­ды, отрабатывающие штраф и т.д.).