Экономическая мысль начала XIX в. Во Франции. Ж. Б. Сей
Жан Батист Сей (1767 - 1832) родился в Лионе в семье купца. На мировоззрение Ж. Б. Сея огромное влияние оказала буржуазная революция во Франции 1789 года. В этом году Ж. Б. Сей стал секретарем администратора Клавьера (в 1792 году получившего портфель министра финансов). В 1799 году он был назначен на пост члена Трибуната в Комитете финансов. С 1830 года возглавил кафедру политической экономии в Коллеж де Франсе.
Его основным произведением является Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства" (1803 г.). В 1828 - 1829 годах вышла его работа "Полный курс практической политической экономии", которая стала итогом всей жизни Ж. Б. Сея.
"Закон рынков" - это центральное место в учении Ж. Б. Сея: обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей.
По мнению Ж. Б. Сея, совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравниваются, или, другими словами, стоимость созданных товаров выражается совокупными доходами, на которые и покупаются товары по стоимости, поэтому кризисы перепроизводства в рыночном хозяйстве невозможны. Он допускал лишь возможность перепроизводства отдельных товаров.
С первой частью этого утверждения можно согласиться, так как спрос порождает предложение, но вторая часть себя не оправдала. Этот закон верен, если считать, что деньги всего лишь орудие обмена, но в рыночной денежной экономике возможно перепроизводство - избыток предложения над денежным спросом. Дело в том, что развитие товарного обмена усиливает противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью, приводит к выделению денег как товара особого рода, к возникновению разрыва между актами купли и продажи.
Формируя закон стоимости, Ж. Б. Сей исходил из следующих верных положений:
сбыт одних товаров оказывает положительное влияние на сбыт других. Успешная торговля в одной отрасли дает средства для покупки других отраслей;
чем больше товаропроизводителей, тем обширней сбыт продуктов;
при поддержке потребителей (регулирование уровня заработной платы) происходит развитие производства, так как увеличивается платежеспособный спрос.
Экономические воззрения Ж. Б. Сея сводятся к следующему.
Деятельность предпринимателей и рабочих является источником богатства.
Равноправными факторами создания стоимости Ж. Б. Сей считал землю, труд и капитал. Соответственно трем основным источникам он выделил три вида доходов: заработная плата (за труд), процент (плата за капитал) и рента (плата за землю).
Деньгам он отводил роль орудия обмена, так как людям нужны не деньги, а то, что на них покупают.
Стоимость зависит от:
полезности товара;
издержек на производство товара;
спроса (прямая зависимость) и предложения (обратная зависимость).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Ж. Б. Сей отказался от трудовой теории стоимости А. Смита.
- Тема 1. Экономические учения Древнего Мира и средневековья.
- Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии
- Экономические учения Древней Греции
- Экономические теории в период средневековья
- Экономические воззрения канонистов
- Тема 2 Меркантилизм
- Тема 3 Классическая политическая экономия
- 3 Экономическая теория физиократов
- 4 Основные представители классической школы а. Смит и д. Рикардо.
- Экономическая мысль начала XIX в. Во Франции. Ж. Б. Сей
- Экономическая мысль начала XIX в. В Англии. Т. Мальтус
- Тема 3 Классическая политическая экономия
- Тема 3.2 Основатели классической школы:
- Тема 3.3 Экономическая теория физиократов
- Тема 3. 4 Основные представители классической школы Адам Смит и Давид Риккардо
- Тема 3.5 Жан Батист Сей, Фридерик Бастиа, Томас Роберт Мальтус, Генри Чарльз Кэри
- Тема 3.6 Экономическое учение Джона Стюарта Милля и Карла Маркса
- Тема 3. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии.
- Тема 4 Мелкобуржуазная политическая экономия
- Тема 5 Социалисты-утописты
- Тема 6 Историческая школа экономической теории
- Тема 7 Маржинальная революции
- Тема 7.1 Австрийская школа маржинализма
- Тема 7.2 Лозаннская школа
- Тема 7.3 Кембриджская школа
- Тема 7.4 Американская школа маржинализма
- Тема 7.1 Австрийская школа маржинализма
- Тема 7.2 Лозаннская школа
- Тема 7.3 Кембриджская школа
- Тема 7.4 Американская школа маржинализма
- Тема 8 Кейнсианство
- Тема 9 Неолиберализм
- Тема 10 Институционализм