Экономические учения Древней Греции
Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Ксенофонтродился в Афинах в 430 г. до н.э. (умер в 355 г. до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он — ученик Сократа.
По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.
Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе "Домострой", подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Науку, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство, он называл экономией.
Основные экономические взгляды Ксенофонта
1 Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие: "земледелие — мать и кормилица всех искусств". Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремёслам и торговле Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, не достойным свободного грека. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.
2 Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда: впервые указав на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объёма рынка зависело расчленение профессий.
3 Деньги же Ксенофонт признавал как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.
4 У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи:
как потребительной стоимости, с одной стороны,
и меновой стоимости — с другой.
Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.
Платон(427-347 гг. до н.э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде "Государство". Коренной идеей такого устройства является идея справедливости: каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное (эффектное) состояние и представляющую их равновесие.
Основные социально- экономические идеи Платона
1 Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порождённое самой природой, высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных.
2 Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов.
3 Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам.
4 Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление.
5 С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно.
6 В концепции Платона обосновывалось прирождённое неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой.
В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия:
1) философов, призванных управлять государством;
2) воинов;
3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев.
Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства.
Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществлённое потребление (каждый занимается тем, к чему более приспособлен), что дало повод толковать это как некий "аристократический коммунизм".
7 Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.
Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.), ученик Платона, известен как воспитатель знаменитого Александра Македонского. Основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т.д.
Его политические взгляды изложены в работе "Политика"и других произведениях. Он — противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии.
Основные социально-экономические взгляды Аристотеля
1 Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. Граждан Греции он делил на пять групп (классов):
а) земледельческий класс;
б) класс ремесленников;
в) торговый класс;
г) наёмные рабочие;
д) военные.
Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду.
2 Основной заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности, положив начало экономическому анализу (это проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.)
3 Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику.
Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей.
Под хрематистикой - изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю.
В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей.
Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются.
Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику.
4 Деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;
5 Человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства.
Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
Экономическая мысль Древнего Рима
Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). По этим вопросам выступали Катон Старший(234-149 гг. до н.э.),Варрон(116-27 гг. до н.э.),Колумелла(I в. н.э.).
Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении "Землевладение" Катоном Старшим,являвшимся крупным землевладельцем.
Трактат Катона отразил период подъёма римского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивавшее прежде всего свои потребности. Однако не исключалась торговля, призванная реализовывать часть продукции и приобретать то, что не могло производиться собственными силами.
Большое место в сочинении Катона занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам эксплуатации.
Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э. продолжил римский учёный Варрон.Его взгляды изложены в трактате"О сельском хозяйстве".Он отразил, с одной стороны, более развитые формы рабовладения, высшую степень эволюции крупных рабовладельческих экономик; с другой — новые моменты социально-экономической обстановки, связанные с углублявшимися противоречиями, всё более пронизывавшими экономику Римского рабовладельческого государства.
В своём трактате Варрон высказывает серьёзную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в городах, перепоручив латифундии управляющим. Автор ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности и т.д. Его заботы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства. Варрон уделяет большое внимание обращению с рабами, методам их эксплуатации.
Кризис рабовладения отразил в своём сочинении "О сельском хозяйстве" Колумелла.В обширном трактате, состоящем из 12 книг, подробно рассматривается состояние рабовладельческих латифундий.
Колумелла писал о крайне низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев и т.п. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономика рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал углубляться. По словам Колумеллы, "латифундии погубили Италию".
В поисках выхода из кризиса римский учёный отдаёт предпочтение более производительному труду свободных производителей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.
Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интересы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундистов. Его возглавляли братья Тиберий(163-132 гг. до н.э.) и Гай(153-121 гг. до н.э.) Гракхи.
Требуя ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, они предполагали осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путём укрепить его.
В Древнем Риме большого размаха достигла борьба рабов за своё освобождение. Их требования в обобщённом виде выдвигались во время восстаний. Главными из них являлись уничтожение рабовладельческих латифундий, освобождение от рабства. Наиболее яркие страницы анти рабовладельческих выступлений связаны в Древнем Риме с крупнейшим восстанием рабов под руководством Спартака (74-71 гг. до н.э.).
- Тема 1. Экономические учения Древнего Мира и средневековья.
- Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии
- Экономические учения Древней Греции
- Экономические теории в период средневековья
- Экономические воззрения канонистов
- Тема 2 Меркантилизм
- Тема 3 Классическая политическая экономия
- 3 Экономическая теория физиократов
- 4 Основные представители классической школы а. Смит и д. Рикардо.
- Экономическая мысль начала XIX в. Во Франции. Ж. Б. Сей
- Экономическая мысль начала XIX в. В Англии. Т. Мальтус
- Тема 3 Классическая политическая экономия
- Тема 3.2 Основатели классической школы:
- Тема 3.3 Экономическая теория физиократов
- Тема 3. 4 Основные представители классической школы Адам Смит и Давид Риккардо
- Тема 3.5 Жан Батист Сей, Фридерик Бастиа, Томас Роберт Мальтус, Генри Чарльз Кэри
- Тема 3.6 Экономическое учение Джона Стюарта Милля и Карла Маркса
- Тема 3. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии.
- Тема 4 Мелкобуржуазная политическая экономия
- Тема 5 Социалисты-утописты
- Тема 6 Историческая школа экономической теории
- Тема 7 Маржинальная революции
- Тема 7.1 Австрийская школа маржинализма
- Тема 7.2 Лозаннская школа
- Тема 7.3 Кембриджская школа
- Тема 7.4 Американская школа маржинализма
- Тема 7.1 Австрийская школа маржинализма
- Тема 7.2 Лозаннская школа
- Тема 7.3 Кембриджская школа
- Тема 7.4 Американская школа маржинализма
- Тема 8 Кейнсианство
- Тема 9 Неолиберализм
- Тема 10 Институционализм