logo
istoria

Экономические учения Древней Греции

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонтродился в Афинах в 430 г. до н.э. (умер в 355 г. до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он — ученик Сократа.

По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.

Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе "Домо­строй", подготовленной как руководство для ведения рабовладель­ческого хозяйства. Науку, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство, он называл экономией.

Основные экономические взгляды Ксенофонта

1 Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земле­делие: "земледелие — мать и кормилица всех искусств". Основную цель хозяйственной деятельности он ви­дел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребитель­ных стоимостей. К ремёслам и торговле Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, не достойным свободного грека. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

2 Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уде­лил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как важное условие увеличения про­изводства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к прин­ципу мануфактурного разделения труда: впервые ука­зав на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объёма рынка зависело расчленение профессий.

3 Деньги же Ксенофонт признавал как необходимое средство обра­щения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

4 У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи:

Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяс­нялась движением спроса и предложения.

Платон(427-347 гг. до н.э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде "Государство". Коренной идеей такого устройства является идея справедливости: каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразуме­вал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное (эффектное) состояние и представляющую их равновесие.

Основные социально- экономические идеи Платона

1 Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное вы­ражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порождённое самой природой, высказав мысль о неизбежности деления государства (го­рода) на две части: на богатых и бедных.

2 Экономическую основу государ­ства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуа­тации рабов.

3 Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одоб­рительно относился и к ремёслам.

4 Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление.

5 С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая при­звана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к тор­говле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно.

6 В концепции Платона обос­новывалось прирождённое неравенство людей. Деление на свобод­ных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия:

1) философов, призванных управлять государством;

2) воинов;

3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев.

Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнива­лись к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производ­ства.

Философы и воины составляли высшую часть общества, о кото­рой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществлённое потребление (каждый занимается тем, к чему более приспособлен), что дало повод толковать это как некий "аристократический коммунизм".

7 Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, обще­ственное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.), ученик Платона, известен как воспитатель знаменитого Александра Македонского. Основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической дея­тельностью, явился автором многочисленных произведений по есте­ственнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литера­туре, истории и т.д.

Его политические взгляды изложены в работе "Политика"и других произведениях. Он — противник аристокра­тического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельче­ской демократии.

Основные социально-экономические взгляды Аристотеля

1 Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. Граждан Греции он делил на пять групп (классов):

а) земледельческий класс;

б) класс ремесленников;

в) торговый класс;

г) наёмные рабочие;

д) во­енные.

Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в граж­данскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным раз­делением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковы­ми и способны только к физическому труду.

2 Основной заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности, по­ложив начало экономическому анализу (это проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.)

3 Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические яв­ления с точки зрения наибольшей пользы. Все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику.

Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явле­ний, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потреб­ностей людей.

Под хрематистикой - изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю.

В соответствии с этим Аристотель уста­новил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимос­тей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей.

Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате про­изводственной деятельности, направлено на удовлетворение потребно­стей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются.

Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику.

4 Деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что день­ги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;

5 Человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства.

Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны полу­чать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Экономическая мысль Древнего Рима

Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовла­дельческих хозяйств (латифундий). По этим вопросам выступали Катон Старший(234-149 гг. до н.э.),Варрон(116-27 гг. до н.э.),Колумелла(I в. н.э.).

Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ве­дения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении "Землевладение" Катоном Старшим,являвшимся круп­ным землевладельцем.

Трактат Катона отразил период подъёма рим­ского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основ­ном натуральное хозяйство, обеспечивавшее прежде всего свои по­требности. Однако не исключалась торговля, призванная реализовы­вать часть продукции и приобретать то, что не могло производиться собственными силами.

Большое место в сочинении Катона занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам экс­плуатации.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э. продолжил римский учёный Варрон.Его взгляды изложены в трак­тате"О сельском хозяйстве".Он отразил, с одной стороны, более развитые формы рабовладения, высшую степень эволюции круп­ных рабовладельческих экономик; с другой — новые моменты соци­ально-экономической обстановки, связанные с углублявшимися про­тиворечиями, всё более пронизывавшими экономику Римского рабо­владельческого государства.

В своём трактате Варрон высказывает серьёзную тревогу о судь­бах рабовладельческого хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в городах, перепоручив латифун­дии управляющим. Автор ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствова­нии методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности и т.д. Его заботы связаны не только с сохране­нием натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства. Варрон уделяет большое внимание обращению с рабами, методам их эксплуатации.

Кризис рабовладения отразил в своём сочинении "О сельском хозяйстве" Колумелла.В обширном трактате, состоящем из 12 книг, подробно рассматривается состояние рабовладельческих латифун­дий.

Колумелла писал о крайне низкой производительности рабско­го труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обма­нывают землевладельцев и т.п. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономи­ка рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кри­зиса, который продолжал углубляться. По словам Колумеллы, "ла­тифундии погубили Италию".

В поисках выхода из кризиса римский учёный отдаёт предпоч­тение более производительному труду свободных производителей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.

Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интере­сы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундистов. Его возглавляли братья Тиберий(163-132 гг. до н.э.) и Гай(153-121 гг. до н.э.) Гракхи.

Требуя ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, они предполагали осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путём укрепить его.

В Древнем Риме большого размаха достигла борьба рабов за своё освобождение. Их требования в обобщённом виде выдвигались во время восстаний. Главными из них являлись уничтожение рабо­владельческих латифундий, освобождение от рабства. Наиболее яр­кие страницы анти рабовладельческих выступлений связаны в Древ­нем Риме с крупнейшим восстанием рабов под руководством Спар­така (74-71 гг. до н.э.).