Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии
Азия. Наиболее известным памятником Древнего Востока является кодекс законов Вавилонии, принятый в 18 в. до н.э. царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).
В Месопотамии возникла реальная угроза сохранению устоев государства. Быстрое развитие товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступления налогов в казну и ослаблением государственных структур, армии.
Закрепленные в кодексе Хаммурапи правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью. За покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство или смертная казнь. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. Царские воины и другие граждане - вавилоняне по новым законам не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая за долги в рабство жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось законом, что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг; масштабы ростовщичества были упорядочены так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%.
Китай. Основное учение этого периода - конфуцианство — созданное Конфуцием(Кун Фуцзы), жившем в 551-479 гг. до н.э.
Экономические взгляды Конфуция систематизированы одним из его последователей Мэн-цзы(372-289 гг. до н.э.) и оказали большое влияние на экономическую мысль Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.
В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.
Конфуций создал учение о естественном праве. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало: оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на "благородных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов" ("низких"), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему.
Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать "доверие" рабов к эксплуататорам, советовал "благородным" добиваться верности рабов.
Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.
Таким образом, в условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального "равенства" при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов.
С критикой конфуцианства выступили Мо-цзыи его сторонники (моисты).
Они проповедовали природное равенство людей, идею "всеобщей взаимной любви", отрицали сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей.
Трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов относится к IV—III в. до н.э.
В целях укрепления экономического положения крестьян, авторы трактата предлагали ограничить обязательную трудовую повинность крестьян, оградить от спекулянтов и ростовщиков, изменить систему налогов, повысить цены на хлеб.
Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.
Таким образом, столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения — с другой, борьба стоявших за ними классов, проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйствадлительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая.
Индия.Основные экономические идеи содержатся в древнейших памятках —ведах,представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний.
Они создавались в I тысячелетии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщинного строя и формирование рабовладения.
К этому периоду относятся произведения древнеиндийского эпоса "Махабхарата" и"Рамаяна".Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая — о подвигах Рамы.
"Законы Ману"- характеризуют социально-экономические условияя Индии III тысячелетия до н.э. - это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем", т.е. свод правил регламентирующих поведение индийца в соответствии с религиозными догмами брахманизма. «Законы» отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.
Автором трактата "Артхашастра" (буквально - наука о пользе, о практической жизни) был советник царя Чандрагупты I брахман — Каутилья(конец IV — начало III вв. до н.э.).
"Артхашастра" - это собрание наставлений по вопросам управления государством создавалось как наставление для царя. Трактат характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты.
Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты:
брахманов (высшая каста жрецов),
кшатриев (высшая каста - военные),
вайшьев (состояло из полноправных общинников, в основном землевладельцев, скотоводов, а позже и торговцев, некоторых ремесленников),
шудр (низшее сословие – состояло из неполноправных зависимых землевладельцев, ремесленников).
Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.
В "Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения.
Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем развивались ремёсла, торговля.
В "Артхашастре" проводилась идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений на царскую власть возлагались заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных (лат. искусственное орошение) систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвалиды, отрабатывающие штраф и т.д.).
- Тема 1. Экономические учения Древнего Мира и средневековья.
- Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии
- Экономические учения Древней Греции
- Экономические теории в период средневековья
- Экономические воззрения канонистов
- Тема 2 Меркантилизм
- Тема 3 Классическая политическая экономия
- 3 Экономическая теория физиократов
- 4 Основные представители классической школы а. Смит и д. Рикардо.
- Экономическая мысль начала XIX в. Во Франции. Ж. Б. Сей
- Экономическая мысль начала XIX в. В Англии. Т. Мальтус
- Тема 3 Классическая политическая экономия
- Тема 3.2 Основатели классической школы:
- Тема 3.3 Экономическая теория физиократов
- Тема 3. 4 Основные представители классической школы Адам Смит и Давид Риккардо
- Тема 3.5 Жан Батист Сей, Фридерик Бастиа, Томас Роберт Мальтус, Генри Чарльз Кэри
- Тема 3.6 Экономическое учение Джона Стюарта Милля и Карла Маркса
- Тема 3. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии.
- Тема 4 Мелкобуржуазная политическая экономия
- Тема 5 Социалисты-утописты
- Тема 6 Историческая школа экономической теории
- Тема 7 Маржинальная революции
- Тема 7.1 Австрийская школа маржинализма
- Тема 7.2 Лозаннская школа
- Тема 7.3 Кембриджская школа
- Тема 7.4 Американская школа маржинализма
- Тема 7.1 Австрийская школа маржинализма
- Тема 7.2 Лозаннская школа
- Тема 7.3 Кембриджская школа
- Тема 7.4 Американская школа маржинализма
- Тема 8 Кейнсианство
- Тема 9 Неолиберализм
- Тема 10 Институционализм