Тема 3 Классическая политическая экономия
1. 1.
1 Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии
2 Основатели классической школы: У. Петти и П. Буагильбер.
3 Экономическая школа физиократов.
4 Последователи классической школы: А. Смит и Д. Рикардо.
Классическая политическая экономия - экономическое течение конца
XVIII - начала XIX века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства. Классическая школа сменила меркантилизм. Она формировалась и получила большое развитие только в двух странах: в Англии и во Франции, хотя меркантилизм имел несравненно более широкое распространение.
Исторические условия, подготовившие возникновение классической школы, сложились, прежде всего, в Англии. Здесь быстрее, чем в других странах Европы, завершался процесс первоначального накопления капитала. Были заложены основы мануфактурного производства, получившего большое развитие уже в 17 в.
В результате обострения социальных противоречий в 1640 г. в Англии началась буржуазная революция, покончившая с феодально-абсолютистским строем и ускорившая развитие капиталистических отношений.
Вместе с ростом мануфактурного производства, развёртыванием внешнеторговой экспансии, Англия в капиталистическом развитии значительно обогнала другие страны Европы.
Во Франции же до последней трети 18 в. сохранялся феодальный строй.
Классическая политическая экономия возникла в Англии в 17 в.
Её основатель — Уильям Петти.
В 18 в. она развивалась Адамом Смитом,
а затем в первой четверти XIX в. была завершена Давидом Рикардо.
Основатель классической школы во Франции — Пьер Буагильбер (1646 – 1714) .
Её положения развивали в своих работах физиократы Франсуа Кенэ, Анн Робер Жак Тюрго, а завершил Жан Шарль Леонар де Сисмонди.
К характерным особенностям классической политической экономии можно отнести следующие:
Классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости.
Главный принцип «предоставьте делам идти своим ходом", то есть полное невмешательство государства в вопросы экономики. В этом случае "невидимая рука" рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов.
Предметом изучения является в основном сфера производства.
Ценность товара определяется издержками, затраченными на его производство.
Человек рассматривается только как "экономический человек", который стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения. Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются.
Эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы. Это значит, что любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а любое уменьшение заработной платы - к уменьшению численности рабочей силы.
Целью предпринимательской деятельности капиталиста является получение максимума прибыли.
Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала.
Экономический рост достигается путем производительного труда в сфере материального производства.
Деньги - орудие, облегчающее процесс обмена товарами.
2 Основатели классической школы: У. Петти и П. Буагильбер.
Уильям Петти (1623- 1687) - основоположник классической школы политической экономии в Англии.
Экономические сочинения: "Трактат о налогах и сборах" (1662 г.), "Политическая анатомия Ирландии" (1672 г.), "Политическая арифметика" (1576 г.), "Несколько слов по поводу денег" (1682 г.).
У. Петти - первый автор трудовой теории стоимости, в основе которой лежит учение о естественной цене (стоимости). Различал внутреннюю стоимость, которую и называл "естественной ценой", и рыночную цену. Стоимость определял затраченным трудом, устанавливая количественную зависимость величины стоимости от производительности труда.
Считал, что образование богатства происходит в сфере материального производства благодаря именно труду. Широко известна фраза У. Петти: "Труд есть отец и активный принцип Богатства, а земля - его мать".
Утверждал, что торговля не является источником создания национального богатства.
Выступал против притока драгоценных металлов, так как видел в нем источник роста цен.
Говорил о существовании пропорции денег для торгового обмена: избыток денег ведет к росту цен, а недостаток - к сокращению объемов производимых работ и низкому уровню налоговых платежей.
Создал экономическую статистику (политическую арифметику) и предложил метод исчисления национального дохода.
В целом учение У. Петги описательно, но при анализе ряда экономических явлений приближается к раскрытию их сущности.
Рента - прибавочный продукт, остающийся после издержек (заработной платы и семян). Конкретные проявления - земельная рента и денежная рента, то есть процент.
У. Петти ввел понятие "дифференциальной земельной ренты', причины существования которой видел в различном плодородии и местонахождении земель.
Цена земли есть сумма годичных рент за 21 год. (Количество лет определяется исходя из времени одновременной продолжительности жизни трех поколений).
Ссудный процент У. Петти считает платой за неудобства, причиняемые кредитору при ссуживании денег. Уровень процента не должен превышать размера ренты с того количества земли, которое можно купить на ссуду.
Пьер Буагильбер (1646- 1714) - основатель классической школы экономической мысли во Франции.
Основные экономические сочинения: "Подробное описание положения Франции", в которой автор дает жесткую критику политики меркантилизма, "Обвинение Франции" и "Трактат о природе богатства", в которых дается характеристика кризисной ситуации в экономике Франции.
Пьер Буагильбер дал обоснование трудовой теории стоимости (независимо от У. Петти). В ней величина "истинной стоимости" определялась затратами труда.
Источником богатства он считал сферу производства, а сфере обмена отводил роль условия для развития экономики.
Выступал против однобокого поощрения промышленности, защищая развитие сельскохозяйственного производства, в котором видел основу экономического роста Франции.
В понятие "богатство" включал не только деньги, но и все многообразие благ и вещей.
Недооценивал роль денег как товара, считая, что они мешают обмену товаров по "истинной стоимости". В деньгах он усматривал основное зло и причину народных бедствий и полагал, что для искоренения власти денег необходимо свести их роль к простому орудию обращения.
- Тема 1. Экономические учения Древнего Мира и средневековья.
- Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии
- Экономические учения Древней Греции
- Экономические теории в период средневековья
- Экономические воззрения канонистов
- Тема 2 Меркантилизм
- Тема 3 Классическая политическая экономия
- 3 Экономическая теория физиократов
- 4 Основные представители классической школы а. Смит и д. Рикардо.
- Экономическая мысль начала XIX в. Во Франции. Ж. Б. Сей
- Экономическая мысль начала XIX в. В Англии. Т. Мальтус
- Тема 3 Классическая политическая экономия
- Тема 3.2 Основатели классической школы:
- Тема 3.3 Экономическая теория физиократов
- Тема 3. 4 Основные представители классической школы Адам Смит и Давид Риккардо
- Тема 3.5 Жан Батист Сей, Фридерик Бастиа, Томас Роберт Мальтус, Генри Чарльз Кэри
- Тема 3.6 Экономическое учение Джона Стюарта Милля и Карла Маркса
- Тема 3. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии.
- Тема 4 Мелкобуржуазная политическая экономия
- Тема 5 Социалисты-утописты
- Тема 6 Историческая школа экономической теории
- Тема 7 Маржинальная революции
- Тема 7.1 Австрийская школа маржинализма
- Тема 7.2 Лозаннская школа
- Тема 7.3 Кембриджская школа
- Тема 7.4 Американская школа маржинализма
- Тема 7.1 Австрийская школа маржинализма
- Тема 7.2 Лозаннская школа
- Тема 7.3 Кембриджская школа
- Тема 7.4 Американская школа маржинализма
- Тема 8 Кейнсианство
- Тема 9 Неолиберализм
- Тема 10 Институционализм