logo
istoria

Тема 6 Историческая школа экономической теории

1 Сущность исторической школы и этапы ее развития.

2 Представители «старой» исторической школы: Фридрих Лист, Вильгельм Рошер, Карл Книс, Бруно Гильдебранд.

3 Представители «молодой» экономической школы: Луйо Брентано, Густав Шмоллер, Карл Бюхер.

4 «Юная» историческая школа: Вернер Зомбарт, Макс Вебер.

Историческая школа - направление экономической мысли второй половины XIX века, представители которой рассматривали политическую экономию как науку о национальном хозяйстве.

Это направление возникло в противовес неоклассическому. В развитии исторической школы выделяют два этапа (“старая” историческая школа и “новая”, которую можно разделить на “молодую” и “юную”):

Б. Гильдебрант;

М. Вебер, К. Бюхер

Германия была менее развитой экономической страной чем Англия и Франция. Кроме того, вплоть до 70-х годов 19-го в., она была разделена на мелкие государства.

Немецкая политэкономия формировалась под влиянием английских и французских теорий, в частности учений Мальтуса и Бастиа. Немецкая политическая экономия не приняла идеи единства экономической теории для различных стран. Вводится национальная политэкономия. Большое влияние на ее развитие оказали работы Адама Мюллера (1799 – 1829), разрабатывавшего вопросы взаимодействия государства и религии, этики и государства.

Основы протекционистской политики были разработаны Фридрихом Листом (1789 - 1846), выступавшим против учений Смита и Риккардо, трудовой теории стоимости. В системе Листа содержались идеи превосходства немецкой нации над другими народами, явившиеся одним из источников фашизма.

Предмет политэкономии Лист определял как политику, которой «должны следовать нации, чтобы достигнуть прогресса в экономическом развитии».

Основной труд Фридриха Листа - "Национальная система политической экономии" (1841 г). Главные идеи:

Особенности взглядов Вильгельма Рошера (1817 - 1894) отражены в его основных работах «Краткие основы курса политэкономии с точки зрения исторического метода» и «Начала политэкономии»:

Исходя из формулы трех факторов производства, Рошер считал возможным выделить в истории три больших периода: древнейший, когда главный деятель – земля; средневековый, когда значительнее становится труд, капитализирующийся благодаря корпоративно-цеховой исключительности; новый, когда господствует капитал, и благодаря нему происходят возвышение ценности земли, вытеснение труда машинным и обострение противоположности роскоши и нищеты. Трехстадийной схемой ограничился также Бруно Гильдебранд(1812 – 1878), обозначив ее заглавием своей книги «Натуральное хозяйство, денежное хозяйство и кредитное хозяйство».

В работе Карла Книса (1821 – 1894) «Политическая экономия с точки зрения исторического метода» исторический метод, в конце концов, был сведен к истории экономических мнений на разных ступенях экономического развития.

Рошера, Гильдебранда и Книса стали объединять в экономистов «старой» исторической школы после того, как в 1870-е годы заявила о себе «новая» школа во главе с Густавом Шмолером (1838- 1917). Эта школа оформилась в годы, когда «железный канцлер» О. Бисмарк осуществил мечту Ф. Листа об объединении Германии, а в экономической политике провел политику таможенного протекционизма. Кроме того, Бисмарк проводил активную политику государственного регулирования классовых отношений, сочетая реформы в области рабочего законодательства с борьбой против революционного рабочего движения («исключительный закон» против социалистов). Здесь он нашел идейную поддержку со стороны Г. Шмоллера и других историков-политэкономов.

Шмоллер предложил новую концепцию народного хозяйства, в центр которой ставил «общность языка, истории, обычаев, идей», которая глубже, чем что-либо другое (товары, капитал, государственность), связывает отдельные хозяйства. Программа Шмоллера состояла в превращении политической экономии из «учения о рынке и обмене» в историко-этическую науку, которая должна была давать, с одной стороны, скрупулезное описание фактического хозяйственного поведения, с другой – теорию моральных норм хозяйствования, этику формирования предпочтений в хозяйственной деятельности.

Экономические взгляды Луйо Брентано (1844 - 1931):

Карл Бюхер (1847—1930) в монографии «Возникновение народного хозяйства» предложил обобщенную схему всего экономического развития народов Западной и Средней Европы с выделением трех ступеней в зависимости от длины пути, проходимого продуктом от производителя до потребителя:

I) ступени замкнутого домашнего хозяйства, где предметы потребляются в том же хозяйстве, в котором произведены;

2) ступени городского хозяйства, где произведенные предметы непосредственно поступают в потребляющее хозяйство;

3) ступени народного хозяйства, где предметы проходят ряд посредствующих звеньев, прежде чем дойти до потребителя.

С удлинением пути обмена развиваются новые формы промышленности - от работы на себя и на заказ домохозяина к городскому ремеслу и далее к кустарной промышленности и фабричному производству. Две последние формы промышленности соответствуют ступени народного хозяйства. Эволюция форм промышленности сопровождается распространением сферы влияния капитала вплоть до полного охвата им национальной экономики.

Выступившее в начале 20-го в. новое яркое поколение «новой» исторической школы в лице Вернера Зомбарта и Макса Вебера поставило в центр своего внимания историко-этическую проблематику «духа капитализма». Исследования «юной» исторической школы в этой области стали основополагающим вкладом в еще одну новую экономическую дисциплину – экономическую социологию.

Громкую известность Вернеру Зомбарту (1863 - 1941) принес двухтомник «Современный капитализм», после чего понятие «капитализм» стало общеупотребительным. Специфичность взглядов Зомбарта - в утверждении того, что капиталистический хозяйственный уклад возник в Западной Европе, поскольку отличительной чертой ее жителей является сочетание духа предпринимательства с жаждой наживы.

Предприниматели, по Зомбарту, — это «добытчики» прибыли, организаторы предприятий, обеспечивающих прирост дохода. Зомбарт выделил шесть основных типов капиталистических предпринимателей:

  1. разбойники, особенно участники военных походов и заморских экспедиций ради добычи золота и экзотических товаров;

  2. феодалы, коммерциализирующие свои земельные владения (продажа зерна и шерсти, горное дело);

  3. государственные деятели, насаждающие торговые и промышленные компании;

  4. спекулянты, оперирующие с деньгами и ценными бумагами — ростовщики, банкиры, биржевые игроки, грюндеры (учредители акционерных обществ);

  5. купцы, втирающиеся в доверие к лицам, которые облечены властью, и вкладывающие торговый капитал в процесс производства благ;

  6. ремесленники - «то, что англичане называют метко «Manufacturer», французы - «Fabricant» — мастера и коммерсанты в одном лице.

Как главные функции предпринимателя Зомбарт выделил:

1) организационные (умение подбирать и объединять людей и вещи в работоспособное целое);

2) торговые (искусство вести переговоры, завоевывать доверие, возбуждать желание покупки своего товара);

3) счетоводные (точное числовое исчисление затрат и результатов).

Зомбарт делал вывод о трех главных формах конкуренции в современном капитализме: 1) конкуренция эффективностью (ценовая); 2) конкуренция внушением (реклама); 3) конкуренция насилием, которая нашла себе применение у крупных компаний и направлена на стремление к монополии.

Зомбарт ввел в экономическую теорию понятие «конъюнктура» как общее положение рыночных отношений в каждый данный момент, поскольку эти отношения определяющим образом влияют на судьбу отдельного хозяйства, слагающуюся в результате взаимодействия внутренних и внешних причин. Учение о колебаниях конъюнктуры Зомбарт противопоставил выводам Маркса и Энгельса о крушении капитализма в результате усугубления кризисов перепроизводства, подчеркнув, что «теория кризисов должна быть расширена до теории конъюнктуры».

Макс Вебер (1864 - 1920) оставил несколько капитальных трудов по всемирной экономической истории, но наиболее известна его работа «Протестантская этика и дух капитализма». Историк-экономист считал, что:

Вебер предложил классификацию мировых религий в зависимости от их сотериологии (учения о спасении души).

В восточных религиях спасение души обретается на мистико-созерцательной основе - медитативных упражнений, йоги, «духовного просветления».

В западном христианстве, начиная с бенедиктинского монашества, складывалось понимание спасения души как воздаяния за религиозную аскезу, в которую, наряду с «умерщвлением плоти» и молитвенным служением, входил труд. Центральным догматом протестантизма стала доктрина избранности к спасению — предопределения Божественной волей одних (еще до рождения) к спасению души, остальных — к гибели. Спасение можно видеть в профессиональных успехах — росте мастерства и увеличении доходов - свидетельство Божьего расположения. Доходы нельзя расточать на увеселения и приобретение предметов роскоши, а необходимо вкладывать в расширение делового предприятия и воспринимать его процветание как внешнюю примету небесного покровительства и одновременно как свою религиозную обязанность, подкрепляемую упорным трудом и самодисциплиной.