4.4 Состав и динамика прямых иностранных инвестиций в рф
Несмотря на некоторую положительную динамику, современное положение России в мировых инвестиционных процессах и привлечении прямых иностранных инвестиций может быть оценено как весьма скромное, что не соответствует потребностям национальной экономики и ее потенциальным способностям.
Так, в начале XXI века Россия привлекала лишь 0,3% от общемирового объема ПИИ, такова же ее доля и в общем объеме накопленных в мире ПИИ. Вместе с тем, по расчетам экспертов, такая ситуация не соответствует реальным инвестиционным возможностям России. Рассчитываемый ЮНКТАД индекс реальной динамики в области ввоза ПИИ позиционировал Россию на 119 месте (2004 г.), тогда как по индексу потенциала в области ввоза ПИИ страна находится на 35 месте в мире. В 2007 г. объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил 19,6 млрд. долл. и по сравнению с 1995 г. он возрос в 8,8 раза. Доля ПИИ в общем объеме поступивших инвестиций в 2007 г. составила 22,3 %., а в накопленном их объеме за 9 мес. 2008 г. - 46,9%. Значительная доля (81,1%) общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций приходилась на такие страны-инвесторы, как Кипр, Великобритания, Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова.
Вместе с тем следует отметить, что доля прямых инвестиций в общем объеме поступивших иностранных инвестиций в РФ в 2007 г. по сравнению с 2000 г. снизилась на 18,1 пункта, по сравнению с 2005 г. – на 2,1 пункта.
Прямые инвесторы, как правило, пользуются рейтингом привлекательности для иностранных инвестиций, рассчитываемого компанией Л.Т. Kearney. Этот рейтинг составляется на основе опросов руководителей 1000 крупнейших мировых компаний. В соответствии с последним рейтингом Л. Т. Kearney (2005 г.) Россия переместилась с 11 места на 6. При этом столь высокое место России в рейтинге обусловлено в основном повышением оценки перспектив прямых иностранных инвестиций в добывающий сектор. Для сравнения, некоторые развитые страны в рейтинге занимают следующие места: Германия - 9 место, Франция - 14, Япония - 15, Италия - 19, Канада -21. Однако из приведенных данных не следует, что инвестиционный климат в России лучше, чем в этих странах, поскольку речь идет о потенциальной рентабельности иностранных инвестиций в Россию, которая выше, чем в большинстве развитых экономик. Кроме того, необходимо учитывать огромное «свободное пространство» для инвестиций в России, относительно низкое предложение инвестиционных ресурсов и интенсивную экономическую динамику. Представленные оценки инвестиционной привлекательности России отражают тенденцию повышения статуса страны различными мировыми институтами. Однако в большинстве случаев Россию продолжают рассматривать лишь как один из наиболее перспективных рынков сбыта, оценивая рост ее потребительских возможностей за счет мощных добывающих отраслей. При этом положение России по уровню политической стабильности, инновационного развития, коррупции во всех рейтингах остается невысоким.
Индекс реального привлечения ПИИ в России остается довольно низким, однако он улучшился в 2005г. по сравнению с 2002 г. на 23 пункта и достиг 88 пунктов. Этот индекс рассчитывается как отношение доли страны в глобальном притоке ПИИ к доле страны в глобальном Вместе с тем Россия имеет очень высокий индекс потенциального привлечения ПИИ. Этот показатель России повысился в 2003 г. на 27 пунктов – лучший результат за все время расчета рейтинга.
При сравнении индекса реального привлечения с индексом потенциального привлечения ПИИ выделяют четыре группы стран:
- страны-лидеры с высокими уровнями реального и потенцииального привлечения ПИИ;
- страны «выше потенциала», имеющие низкий потенциал, но показывающие высокие результаты привлечения ПИИ;
- страны «ниже потенциала», имеющие высокий потенциал, но показывающие низкие результаты привлечения ПИИ;
- «отстающие страны» с низким результатом и потенциалом привлечения ПИИ.
Как показывает анализ, страны Центральной Восточной Европы, вступившие в ЕС, показали высокие индексы привлечения ПИИ. Так, Эстония Словакия и Чехия вошли в число лидирующих стран. За последние 10 лет они переместились из группы стран «ниже потенциала» в группу «стран-лидеров». Россия за все время участия в данном рейтинге неизменно попадает в группу стран «ниже потенциала».
Рыночная экономика характеризуется высоким уровнем рентабельности и перемещением с помощью ПИИ специфических производств в страны с лучшими факторными условиями. Хотя ПИИ представляют собой значительный дополнительный источник финансирования Россия характеризуется пока недостаточными потоками прямых иностранных инвестиций. Большинство проводимых инвестиционных проектов нацелено на разработку полезных ископаемых или производятся в отраслях, продукция которых характеризуется низкой добавленной стоимостью. Этот вывод подтверждается анализом структура и динамики показателей прямых иностранных инвестиций приведенных в таблице 5.
Таблица 5 –Динамика и структура прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику России в 1995-2007 гг., млн. долл. США,%
Показатели
| Годы 2000
2004
2005
2006
2007 | |||||||||
1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | ||||||
сумма | доля | сумма | доля | сумма | доля | сумма | доля | сумма | доля | |
Прямые инвестиции всего, в т.ч. | 2020 | 100 | 4429 | 100 | 13072
| 100 | 13678 | 100 | 19644 | 100 |
взносы в капитал | 1455 | 72,0 | 1060 | 24,0 | 10360
| 79,2 | 8769 | 64,1 | 9021 | 45,9 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций | 341 | 16,9 | 2738 | 61,8 | 2165 | 16,6 | 3897 | 28,5 | 9748 | 49,6 |
прочие прямые инвестиции | 224 | 11,1 | 631 | 14,2 | 547 | 4,2 | 922 | 6,7 | 821 | 4,2 |
Доля прямых инвестиций в общем их объеме поступивших иностранных инвестиций |
| 67,7 |
| 40,4 |
| 24,4 |
| 24,8 |
| 22,3 |
Состав прямых иностранных инвестиций включает взносы в уставный (складочный) капитал, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций и прочие прямые инвестиции.
Как показывают данные таблицы 5, за 9 месяцев 2007 г. объем поступивших прямых иностранных инвестиций составил 19,6 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 1995 г. в 9,7 раза. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме поступивших составила 22,3 %. и снизилась по сравнению с 1995 г. на 45,4 пункта. Анализ структуры прямых иностранных инвестиций за рассматриваемый период показывает, что она была неоднозначной. Так, с 1995 по 2000 гг. произошло резкое снижение взносов в уставный капитал за счет увеличения удельного веса кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций. За период с 2000 по 2005 гг. наблюдалась тенденция резкого увеличения удельного веса взносов в капитал при снижении доли кредитов и прочих прямых инвестиций. В последующие годы прослеживалась тенденция ухудшения структуры прямых инвестиций за счет увеличения в общей их структуре удельного веса кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций. Так в 2007 г. доля кредитов превысила долю взносов в капитал на 3,7 пункта. В последние годы наблюдалось ухудшение структуры прямых иностранных инвестиций и в составе накопленных иностранных инвестиций. Так, доля прямых инвестиций в составе накопленных в 2006 г. составила 49,3%, в 2007 г. - 44,4%. В 2008 г. их доля несколько возросла и составила 46,9%.
В связи с этим в России необходима разработка и внедрение независимой ПИИ-политики, направленной на достижение высокого уровня рентабельности и международной конкурентоспособности российских промышленных компаний.
Учитывая сказанное выше, можно выделить следующие меры, направленные на привлечение прямых инвестиций:
-
базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;
-
правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;
-
специфические стимулы для ПИИ.
Для конкретного изменения сложившейся в России ситуации и интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ предполагают использование принятых в мире принципов в отношении иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах. Ограниченность средств требует чёткого решения таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.
В условиях несовершенного инвестиционного климата определенной трансформации должны подвергнуться и традиционные подходы к выбору отраслевых приоритетов инвестиционной политики. К их числу, на наш взгляд, следует отнести экспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке, степень содействия переходу к новому технологическому укладу; минимизация зависимости от импорта; разработка и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
Учитывая, что сложившаяся в экономике России ситуация характеризуется острым инвестиционным кризисом, первоочередной задачей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, предопределяющего государственную поддержку высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов независимо от их отраслевой принадлежности. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счёт «перелива» инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия.
Действующее российское законодательство в отношении ПИИ далеко не во всем соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей «привлекательности» значительно уступает законодательствам многих других стран, конкурирующих с Россией в области привлечения ПИИ.
Деятельность по созданию правовой базы привлечения ПИИ в экономику России должна осуществляться путем решения следующих взаимосвязанных проблем:
подготовка и принятие отсутствующих законодательных актов, призванных заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения ПИИ в экономику России (закон «Об инвестиционных договорах государства», «О регистрации коммерческих организаций»);
- внесение дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (в первую очередь, это касается законов «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О соглашениях о разделе продукции», «О недрах»);
- принятие подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений законодательства, регулирующего условия входа на рынок и деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.
Базовый закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», несмотря на ряд существенных правовых нововведений, страдает заметными недостатками и по отдельным позициям представляет собой шаг назад по сравнению с существовавшей ранее нормативной базой регулирования иностранных инвестиций. В связи с этим в ближайшее время необходимо принять закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», призванный скорректировать имеющиеся в действующем законе просчёты, снижающие его эффективность в качестве базового правового акта, призванного обеспечить благоприятные условия для притока ПИИ в национальную экономику.
Помимо несовершенства законодательной базы одной из наиболее сложных проблем в аспекте привлечения инвестиций является организация страхования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. Вкладывая капитал в российские активы, инвесторы требуют дополнительной премии в размере 20-45% годовых по сравнению с инвестициями в аналогичные активы в странах с рыночной экономикой. Среди важнейших составляющих российского странового риска - неадекватная защита прав собственности, значительное распространение коррупции и преступности. Поэтому в ближайшей перспективе для привлечения ПИИ в экономику страны целесообразно использовать комплекс мер, направленных на снижение странового риска для инвесторов. Одним из важнейших механизмов этого может служить создание программы гарантирования (страхования) прямых иностранных инвестиций в России.
Для решения этой проблемы представлялось бы целесообразным создать за рубежом, вне юрисдикции России, Российский фонд страхования иностранных инвестиций, за счёт капитала которого будет осуществляться предоставление гарантий по ПИИ. С российской стороны управление Фондом должно осуществлять вновь создаваемое Российское агентство по страхованию кредитных и инвестиционных рисков. Для повышения доверия иностранных инвесторов и обеспечения надлежащего уровня выполнения функций Фонда к его управлению целесообразно привлечь также иностранного управляющего, роль которого может выполнять один из транснациональных банков или компаний.
Улучшению инвестиционного климата и росту притока ПИИ в Россию будет способствовать формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) и вступление России в ВТО. Подписанное 19 сентября 2003 г. в г. Ялте главами Стран России, Украины, Белоруссии и Казахстана «Соглашение об экономической интеграции» предполагает поэтапное формирование единого экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение факторов производства и эффективную координацию макроэкономической политики. На данном этапе намечено сформировать зоны свободной торговли и отменить ввозные таможенные пошлины, которые еще применяются в торговле между некоторыми государствами-участниками ЕЭП.
Анализ международного опыта вступления стран в ВТО показывает, что в год вступления наблюдается рост иностранных инвестиций в процентах к ВВП на 1,2 %.
Таким образом, обеспечив надлежащую защиту иностранных инвесторов от рисков, а также, приняв ряд предлагаемых мер, направленных на стимулирование привлечения иностранных инвестиций в РФ, страна обеспечит себе не только общеэкономический рост, эффективную инновационную деятельность предприятий, но и укрепит позиции России на международной арене, возвратив ей частично утраченные позиции мировой державы, в первую очередь высокотехнологичных сегментов национальной экономики.
- Теоретические основы иностранного инвестирования
- Необходимость привлечения иностранного капитала в экономику рф
- Понятие и классификация иностранных инвестиций
- 1.3 Формы участия иностранного капитала в экономике рф
- 2 Организационно-правовые основы иностранных инвестиций
- 2.1 Нормативно-правовое регулирование иностранных
- 2.2 Формы государственного регулирования иностранных инвестиций в рф
- 2.3 Основные положения закона об иностранных инвестициях в рф
- 2.4 Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- 2.5 Льготы и гарантии при иностранном инвестировании
- 1) Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов
- 2) Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории рф
- 3) Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу
- 4) Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями
- 5) Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства рф
- 6) Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности иностранным инвестором на территории рф
- 7) Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм
- 9) Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг
- 10) Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации
- 11) Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество
- 3 Характеристика иностранных инвестиций в рф
- 3.1 Инвестиционный климат рф и ее место в международном
- 3.2 Критерии рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности региона
- 3.3 Структура и динамика поступивших иностранных инвестиций
- 4 Прямые инвестиции в создание коммерческих организаций
- 4.1 Понятие прямых инвестиций и их преимущества
- 4.2 Создание, функционирование и ликвидация коммерческой
- 4.3 Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица
- 4.4 Состав и динамика прямых иностранных инвестиций в рф
- 5 Иностранные инвестиции в свободных (особых) экономических зонах
- 5.1 Понятие, виды и режим функционирования свободных
- 5.2 Понятие, типы и государственное регулирование функционирования особых экономических зон в рф
- 5.3 Управление особыми экономическими зонами в рф
- 5.4 Правовое положение резидентов особой экономической зоны
- 5.5 Соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности
- 5.6 Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности
- 5.7 Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности
- 5.8 Соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне
- Рекомендуемая литература
- Учебники и учебные пособия
- Статьи в периодических изданиях