logo
Курс лекций по ИИ 2009

5.4 Правовое положение резидентов особой экономической зоны

Резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого она расположена, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом.

Резидентами технико-внедренческой и туристско-рекреационной ОЭЗ кроме коммерческой организации на условиях, определенных выше, признаются также индивидуальные предприниматели. Если туристско-рекреационная и портовая ОЭЗ расположены на территориях нескольких муниципальных образований, то они могут быть зарегистрированы на территории одного из муниципальных образований. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ. Запись о регистрации указанных лиц в реестр производится в течение трех дней с даты подписания с ним соглашения об осуществлении (ведении) деятельности в ОЭЗ.

Резиденту ОЭЗ органами управления особыми экономическими зонами выдается свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента ОЭЗ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти. Сведения о регистрации, а также копию соглашения об осуществлении (ведении) деятельности в ОЭЗ сообщаются в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем регистрации.

Лишение лица статуса резидента ОЭЗ допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) деятельности или деятельности в ОЭЗ. Соответствующая запись вносится в реестр органами управления ОЭЗ в течение трех дней с даты получения решения суда о лишении лица статуса резидента ОЭЗ. сведения о этом сообщаются в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем внесения в реестр соответствующей записи.

Порядок осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны

Резиденты промышленно-производственной, технико-внедренческой туристско-рекреационной ОЭЗ вправе вести на территории соответствующих зон только виды деятельности, предусмотренные соглашениями.

Под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация.

Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Резидент портовой особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только портовую деятельность, а также в предусмотренных соглашением случаях деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

Под портовой деятельностью понимаются следующие ее виды, осуществляемые на территориях морских, речных портов, аэропортов:

1) погрузочно-разгрузочные работы;

2) складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг;

3) снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов;

4) ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;

5) переработка водных биологических ресурсов;

6) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции);

7) простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

8) биржевая торговля товарами;

9) оптовая торговля товарами;

10) обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой ОЭЗ.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры в защитных лесах, расположенных в границах туристско-рекреационной ОЭЗ, допускаются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, в случае, если в плане обустройства и материально-технического оснащения туристско-рекреационной ОЭЗ определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются эти виды работ.

Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в них, за исключением портовой ОЭЗ

Резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ее территории.

Деятельность органов государственного контроля на территории особой экономической зоны

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) проводить мероприятия по контролю в отношении резидентов ОЭЗ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Эти мероприятия, за исключением налогового и таможенного контроля, осуществляются в виде плановых комплексных проверок.

Плановые комплексные проверки проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Они проводятся на основании решения, выданного органами управления особыми экономическими зонами. В решении о проведении плановой комплексной проверки должны быть указаны ее предмет и период, который подлежит проверке. Срок проведения плановых комплексных проверок не может превышать двух недель.

При выявлении в ходе проверки резидентом ОЭЗ нарушений законодательства РФ должностные лица органов государственного контроля (надзора) выдают ему предписание об устранении выявленных нарушений. Копия предписания не позднее трех дней с момента составления акта о результатах проведения проверки вручается резиденту ОЭЗ либо его представителю под расписку. Оно может быть отправлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

Органы государственного контроля (надзора) проводят внеочередную проверку резидента ОЭЗ по истечении двух месяцев с даты выдачи предписания об устранении нарушений. При неисполнении резидентом ОЭЗ предписания об устранении нарушений до проведения внеочередной проверки лицо может быть лишено статуса резидента ОЭЗ по решению суда на основании заявления органов управления особыми экономическими зонами.

Внеочередные проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеочередной проверки не может превышать одной недели.

8. Резидент ОЭЗ при проведении органом государственного контроля (надзора) плановой комплексной проверки имеет право:

1) присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать информацию, предоставление которой предусмотрено нормативными правовыми актами РФ;

3) знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые и таможенные органы РФ осуществляют налоговый и таможенный контроль на территории ОЭЗ в соответствии с законодательством РФ и уведомляют органы управления особыми экономическими зонами о выявленных нарушениях. При двух и более существенных нарушениях налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента ОЭЗ по результатам рассмотрения судом заявления органов управления особыми экономическими зонами.