logo search
@IRBIS_10_SILL_vse_spec_andarova_osnovy_econom_

Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги

Задания:

  1. Обсуждение вопросов, возникших в ходе подготовки к семинарам и заданиям СРС.

  2. Работа с глоссарием.

  3. Составление сопоставительной таблицы: «Специфика натурального и товарного хозяйства».

    1. Составление структурно-логических схем:

      1. «Взаимосвязь понятий «благо», «экономическое благо», «продукт», «услуга», «товар»»;

      2. «Признаки денег»; «Функции денег»; «Типы денег»;

      3. «Элементы денежной системы»; «Функции денежной системы»;

    2. Выполнение эссе на тему «Электронные деньги: плюсы, минусы, перспективы».

    3. Изучение Законов «О денежной системе в РК», «О банках РК», «О национальном банке РК».

Методические указания

Задание 3 требует сопоставления натурального и товарного хозяйства. При этом первоначально следует найти их общие, а затем – отличительные черты. Для выявления отличий сопоставление нужно вести по следующим критериям: собственность на средства производства, способ соединения работника со средствами производства, принадлежность продукта, характер рабочей силы, масштаб характера производства, характеристика применяемой техники и др. Следует определить, какой критерий является определяющим в появлении натурального и товарного хозяйства.

Задание 4.а продолжает дальнейшее развитие задания 3.г из темы 2, которое по такому же принципу связывает понятия «продукт», «услуга», «товар». Здесь нужно выявить отличительные характеристики продукта и услуги, а затем перейти к характеристике товара, рассмотрев его как диалектическое взаимодействие двух сторон: потребительной стоимости и стоимости. При этом необходимо доказать на примерах, что потребительная стоимость является носителем стоимости, а формой проявления стоимости выступает меновая стоимость. Каждой из них следует дать определение и записать их в словарик.

Задание 4.б. Оно нацелено на выявление исторических условий появления, признаков, исторических типов, сущности, функций денег. Необходимо уяснить, что деньги являются продуктом развития формы стоимости, в результате которого определенные товары выделились из товарного мира, чтобы выполнять функции всеобщего эквивалента. Преподавателю следует обратить внимание студентов на понятие цены и проконтролировать понимание студентами функций денег применительно к конкретным экономическим ситуациям. Ему также необходимо показать на типовых упражнениях взаимосвязь изменения стоимостей продаваемого товара и всеобщего эквивалента, а также влияние на стоимость изменения производительности и интенсивности труда. Это задание дополняется заданием 5. Выполнение задания 4.б логически подводит к необходимости рассмотреть следующее задание.

Задание 4.в (можно выполнять в форме «лесенки» или «грабелек»). Оно посвящено уяснению элементов денежной системы вообще и денежной системы Республики Казахстан, в частности. В данном вопросе следует выяснить понятия денежного обращения, денежной массы, элементов денежной массы, денежной базы, денежных агрегатов, ликвидности, денежного мультипликатора, законов денежного обращения и функций денежной системы.

Задание 6 рассматривает изучение законодательной базы в сфере денежного обращения. Что позволить углубить знания студентов о денежном обращении.