8. Методы экономического анализа.
Метод – это способ достижения основных целей исследуемой науки путем упорядоченного исследования всех явлений и процессов.
Этот метод включает как теоретические, так и практические операции познания, на основании которых делаются выводы.
Метод экономического анализа это система теоретико-познавательных категорий, принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов и научного инструментария.
В. В. Ковалева и О. Н. Волкова под методом экономического анализа понимают определенную комбинацию из трех составляющих.
1. Категории науки (фактор, модель, система, затраты, доходы и т. д.).
2. Принципы экономического анализа, используемые в разных областях познания – системность, научность, конкретность, комплексность, объективность.
3. Научный инструментарий – способы, приемы и средства, используемые в анализе для достижения цели.
Существует несколько классификаций методов и приемов экономического анализа. Самой информативной классификацией является деление приемов и методов по степени их формализованности.
Все аналитические методы подразделяются на следующие виды:
1) неформализованные (эвристические) – методы, основанные на описании логических, аналитических процедур;
2) формализованные (математические) – методы, основанные на строгих аналитических зависимостях.
К неформализованным относятся следующие методы:
1) метод творческого поиска;
2) метод интуитивных экспертных оценок.
К формализованным относятся следующие методы:
1) традиционные методы обработки информации:
а) сравнение относительных и средних величин;
б) графический;
в) группировки;
г) балансовый;
2) математическое описание факторных моделей;
3) методы факторного анализа:
а) детерминированный факторный анализ (цепные подстановки, индексный метод, абсолютные разницы, относительные разницы, интегральный и т. д.);
б) стохастический факторный анализ (корреляционный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ, многомерный факторный анализ);
4) оптимизация показателей (экономико-математические методы, программирование, теория массового обслуживания, теория игр, исследование операций);
5) приемы и методы финансовой математики.
- 3. Последовательность проведения комплексного экономического анализа.
- 4. Виды экономического анализа
- 5. Принципы экономического анализа
- 6. Типы детерминированных факторных моделей
- 7. Способы преобразования детерминированных факторных моделей
- 8. Методы экономического анализа.
- 9. Приемы экономического анализа.
- 19. Анализ исполнения смет
- 20. Анализ в системе маркетинга.
- 7. Способы преобразования детерминированных факторных моделей.
- 11. Роль комплексного экономического анализа в разработке плановых показателей.
- 13. Мониторинг основных плановых показателей и его значение для комплексного экономического анализа
- 14. Сущность и значение бюджетов
- 15. Виды бюджетов.
- 16. Операционный бюджет
- 17. Финансовый бюджет
- 18. Особенности планирования объема продаж
- 20. Анализ в системе маркетинга
- 22. Анализ уровня интенсивности производства.
- 23. Анализ результатов и эффективности интенсификации производства
- 24. Оценка использования земельных ресурсов
- 25. Анализ эффективности использования сельскохозяйственных угодий.
- 26. Анализ обеспеченности рабочей силой
- 27. Анализ качественного состава рабочей силы
- 28. Анализ использования рабочего времени
- 29. Система показателей производительности труда
- 30. Факторный анализ производительности труда
- 31. Анализ состава и структуры основных средств
- 32. Анализ состояния и движения основных средств
- 33. Анализ технической оснащенности производства.
- 34. Анализ эффективности использования основных средств
- 35. Анализ объемов производства
- I. Резервы в части основных фондов. К ним относятся:
- II. Резервы в части предметов труда, т.Е. Материальных ресурсов. К ним относятся:
- III. Резервы в части трудовых ресурсов. К ним относятся:
- I группа.
- II группа.