logo search
Копинг-поведение / Профессиональное самосознание

I 50,0 н 40,0

0

  1. 30,0 а =г

а 20,0

С

10,0 0,0

Рисунок 2 - Величина суммы денег, оставленной себе, в разных усло­виях игры

Статистическая проверка показала, что между группами есть значимые различия (U= 45,5,p=0,04). Следовательно, на экономическое поведение в значительной степени влияет стремление к выгоде, что в ситуации психоло­гической игры приводит к увеличению суммы денег, оставляемой себе, и уменьшению суммы, предлагаемой другому, когда нет риска того, что парт­нер может отказаться от «несправедливого» дележа, лишив выигрыша обо­их.

  1. Изучение величины разыгрываемой исходной суммы денег как фак­тора экономического поведения

Опыт проводился в соответствии с экспериментами «Игра в ультима­тум» и «Игра в диктат» (с условными деньгами), все испытуемые являлись «ведущими игроками» и были разделены на три группы, условия игры для которых отличались величиной исходной суммы: 1 т.р., 10 т.р. и 100 т.р. Таким образом, всего было создано 6 экспериментальных групп, воздейст­вие в которых осуществлялось по факторному плану 3*2 в соответствии со следующей схемой: «Игра в ультиматум - 1 т.р.», «Игра в ультиматум - 10 т.р.», «Игра в ультиматум - 100 т.р.», «Игра в диктат - 1 т.р.», «Игра в диктат - 10 т.р.», «Игра в диктат - 100 т.р.». Такая организация исследования по­

зволяет проверить гипотезы относительно влияния каждой из независимых переменных отдельно (условий игры и величины исходной суммы денег) и о взаимодействии переменных (как величина исходной суммы влияет на эко­номическое поведение в разных условиях игры).

Полученные результаты изобразим на графике (рисунок 3).

Величина исходной суммы

| Ультиматум— — Диктат |

Рисунок 3 - Величина суммы денег, оставленной себе, в разных усло­виях игры и при разной исходной сумме

Судя по графику, можно отметить тенденцию увеличения суммы денег, оставляемых себе, в ситуации «Игры в диктат» и уменьшения суммы денег, оставляемых себе, в ситуации «Игры в ультиматум» по мере увеличения исходной суммы от 10 т.р. до 100 т.р. По мере роста возможного выигрыша в ситуации риска экономическое решение становится более осторожным, чем в ситуации отсутствия риска.

Статистическая проверка с помощью дисперсионного двухфакторного анализа дала следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1. Результаты статистической обработки данных о влиянии условий и исходной суммы

Квадрат

суммы

Число

степеней

свободы

Средний

квадрат

Значение

критерия

F

Уровень

значи­

мости

Гипотеза

Условия

260,4

1

260,4

3,980

0,050000

Н1

Сумма

205,8

2

102.9

1,570

0,220000

НО

Условия*Сумма

305,8

2

152.9

2,340

0,110000

но

Таким образом, статистически значимым является только влияние раз­ных условий игры (как уже было показано в п. 2). Действительно, на графике

кривая, описывающая результаты «Игры в диктат» почти везде выше кри­вой, описывающей результаты «Игры в ультиматум». Это значит, что доля, оставляемая себе, в ситуации отсутствия риска «отвержения» больше.

  1. Изучение «ведущей» / «ведомой» роли участника экономической иг­ры как фактора экономического поведения

Эксперимент проводился по стандартной процедуре «Игры в ультима­тум» (с условными деньгами). Участники были разделены на две группы: «ведущие» игроки и «ведомые» игроки. Задача ведущего игрока - решить, как распределить исходную сумму денег между собой и ведомым игроком, зная, что если ведомый игрок откажется, то никто денег не получит. Задача ведомого игрока - решить, на какую минимальную сумму он будет согласен. Также условия игры отличались величиной исходной суммы: 1 т.р., 10 т.р. и 100 т.р. Всего было создано 6 экспериментальных групп, воздействие в которых осуществлялось по факторному плану 3*2 в соответствии со сле­дующей схемой: «Ведущий игрок - 1 т.р.», «Ведущий игрок - 10 т.р.», «Ве­дущий игрок - 100 т.р.», «Ведомый игрок - 1 т.р.», «Ведомый игрок - 10 т.р.», «Ведомый игрок - 100 т.р.». Такая организация исследования позво­лила проверить гипотезы относительно влияния каждой из независимых переменных отдельно (роли участника и величины исходной суммы денег) и о взаимодействии переменных (как величина исходной суммы влияет на экономическое поведение при выполнении разных ролей).

Полученные результаты изобразим на графике (рисунок 4).

55

52.5

48,8

47,5

56

3 54

I 52 >. и

н 50 о

£ 48 ф

о 46