logo search
gotovye_ekonomicheskaya-teoriya_1

40. Основы теории налогов. Сущность и причины налогообложения. Кривая Лаффера. Видьналогов. Прогрессивные налоги и покупательская способность.

Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства.

Мощное воздействие на экономическую динамику оказывает расходная часть бюджета, которая в свою очередь зависит от доходных механизмов бюджета. Налоги образуют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения и взимания образует налоговую систему. С изменением форм государственного устройства меняется и налоговая система, которая может быть двух– или трехзвенная.

Существует несколько классификаций налогов. В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.Прямые налоги – это платежи, взимаемые непосредственно с лиц и выплачиваемые с их дохода. Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров и услуг в момент их приобретения.

По сфере распространения налоги делятся на общегосударственные и местные. К общегосударственным относят налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 85–90% (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы). К местным налогам относятся налоги, поступающие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70% (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль).

С точки зрения использования поступивших средств выделяют общие и специфические налоги. Общие налоги не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета. Специфические предназначены для использования их в строго определенных целях.

Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить крупное снижение налоговых ставок в начале 80–х годов XX в. в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А.Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов. Согласно рассуждениям А.Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера».

На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки R,по оси абсцисс – поступления в бюджет V.При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается.Оптимальный размер ставки R1 обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V1.При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100% налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода. Следовательно, повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику социально–экономического развития общества, что должно учитывать государство в налоговой политике.

2 вариант:

Основоположником теории налогообложения считается шотландский экономист и финансист А. Смит. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств. Однако налоговые теории начали зарождаться в более ранний период.

Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения. Существуют общие и частные теории налогов.

Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения.

представление об общих теориях:

Теория обмена — характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.

Атомистическая теория — разновидность предыдущей теории. Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги.

Теория наслаждения — налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. Теория налога как страховой премии — рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого—либо риска. В таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д.

Классическая теория — налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти».

Кейнсиансая теориия — заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов.

Теория монетаризма — основана на количественной оценке денежного обращения. Теория экономики предложения — в большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности.

К частным теориям налогов относятся:

теория соотношения прямого и косвенного обложения.

теория единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из единого источника — доходов.

теория пропорционального налогообложения базируется на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы).

теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика.

теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения.

Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены — государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии — промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики.

Сущность налогообложения проявляется при рассмотрении целей системы налогообложения и интересов ее участников.

Участниками отношений в налоговой сфере являются: налоговые органы, налогоплательщики, налоговые агенты и др. Причем интересы всех участников далеко не всегда совпадают. В целом система налогообложения должна:

обеспечить заданный бюджетами уровень налоговых доходов;

воздействовать посредством регулирующей функции на развитие экономики в целом, объем и структуру производства;

обеспечить посредством социальной функции перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан и т. п.

Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.

Состав налогов налоговой системы Республики Беларусь можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др.

К числу прямых относятся: подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налоги на недвижимость и имущество, владение и пользование которыми служит основанием для обложения.

В свою очередь прямые налоги делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), отражая при этом фактическую платежеспособность плательщика налога. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др. Реальными налогами облагаются не действительные доходы, а предполагаемый средний доход.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товаров (работ, услуг) или тарифа на услуги и оплачиваются потребителями. Это налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог с продаж и другие.

В свою очередь косвенные налоги в зависимости от объекта обложения подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, которыми облагаются все (за исключением тех, на которые распространяются налоговые льготы) товары, работы, услуги (налог на добавленную стоимость).

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов:

- налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц и др.);

- налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и др.);

- смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (земельный налог, налог на недвижимость и др.).

По уровню бюджета, в который зачисляются суммы налогов, различают закрепленные и регулирующие налоги.

Закрепленные налоги полностью поступают в конкретный бюджет. Например, суммы налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию полностью поступают в республиканский бюджет.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции. Примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на игорный бизнес.

В зависимости от целевой направленности введения налога выделяют общие и целевые налоги. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоги можно также классифицировать и по другим основаниям: по методу налогообложения (от ставки - равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные), по способу налогообложения (кадастровые, декларационные, налично-денежные, безналичные) и т.д.

Налоговая система Республики Беларусь предусматривает два вида налогов, сборов (пошлин) по уровню их введения:

- республиканские налоги, сборы (пошлины);

- местные налоги и сборы.

Прогрессивное налогообложение — система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика, в отличие от регрессивного, при котором ставки снижаются.

В финансовой практике существует два вида прогрессии: простая и сложная.

При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения дохода (стоимости имущества) для всей его суммы.

При полной сложной прогрессии доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке, то есть повышенные ставки действуют не для всего увеличившегося объекта налогообложения, а для его части, которая превышает предыдущую.

Покупательная способность — экономический показатель, обратно пропорциональный количеству валюты, необходимой для покрытия определённой потребительской корзины из товаров и услуг. Падение покупательной способности валюты называется инфляцией, рост покупательной способности — дефляцией. Покупательная способность одной и той же валюты может существенно варьировать в разных странах. Концептом для международного сравнения экономических показателей является пересчёт на паритет покупательной способности.

Понятие покупательной способности может применяться не только к валютам, но и платежеспособности населения. Покупательная способность населения коррелирует с доходами и может стимулировать уровень потребления.