Секция 1. Психологические аспекты освоения социальноэкономического пространства Факторы экономического поведения в ситуациях психологической игры
Голубева Елена Валериевна, доцент, кандидат психологических наук, Технологический институт Южного Федерального университета в г. Таганрогеev_golubeva@mail.ru
Введение. Экономическая психология - научно-практическое направление в современной психологии, изучающее психологические механизмы и процессы, которые лежат в основе экономического поведения (Дейнека, 2006). Она имеет дело с предпочтениями, выборами, решениями и факторами, оказывающими на них влияние.
Экономическое поведение представляет собой различные проявляющиеся вовне формы активности субъекта по отношению к различным экономическим объектам: выбор формы экономической активности, сама экономическая активность, различные формы экономического поведения (потребительского, сберегающего, инвестиционного и т.п.), «денежное поведение» (Журавлев, 2004).
Изучению «денежного поведения» посвящены работы зарубежных (В. Макдональд, Дж. Катона, П. Лант и С. Ливингстон, А. Мэттьюз, А Фернэм и др.) и отечественных психологов (О.С. Дейнека, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрей- ченко, А.Б. Фенько и др.).
В исследовании «денежного поведения» активно используется моделирование экономических процессов в условиях лабораторных экспериментов с деньгами. Отмечая ограниченность возможностей лабораторного эксперимента для изучения реальной экономической жизни, исследователи признают важность подобных опытов для получения строго фиксируемых эмпирических данных и анализа взаимосвязей между изучаемыми переменными (Журавлев, 2004).
Одним из наиболее разработанных является эксперимент «Игра в ультиматум» В. Гута, Р. Шмиттберга и Б. Шварца (1982). В игре участвуют экспериментатор и два игрока. Экспериментатор предлагает одному из них (ведущему игроку) некоторую сумму денег, однако тот должен поделиться со вторым участником (ведомым игроком). Если второй участник согласится на предложенную сумму Х, то первый получит общую сумму минус Х. Если же второй участник не согласится, то никто из них деньги не получит (Экономическая психология, 2000).
Эксперимент «Игра в ультиматум» проводился разными исследователями - представителями зарубежной психологии. Типичные результаты эксперимента таковы: мода величины предложения другому игроку составляет 50% от общей суммы, а среднее значение равняется 40% от общей суммы. Предложения меньше этого показателя отвергаются даже тогда, когда речь идет о довольно больших деньгах. Это было установлено, в частности, в экспериментах с индонезийцами Л. Кэмерон (1999), которая использовала в качестве предмета дележа сумму, эквивалентную заработной плате за несколько месяцев. Обобщая результаты экспериментов, проведенных в рамках теории игр, Г. Джинтис делает заключение, что люди склонны проявлять значительную щедрость (даже по отношению к незнакомцам); вклады в общее благосостояние и участие в общем деле считаются справедливыми, а получение выгоды за счет чужих считается несправедливым; люди склонны наказывать «нарушителей» принципа сотрудничества даже в ущерб собственным интересам (Gintis, 1998).
Однако описания подобных исследований, проведенных на отечественной выборке, имеющей свои социокультурные особенности, немногочисленны. Например, в 90-е гг. аналогичные опыты были проведены С.В. Малаховым. По результатам его экспериментов, соотношение оставляемой и предлагаемой доли составляет 5:5, т.е. соотечественники готовы отдать половину, либо опасаясь, что любое другое предложение будет отклонено (Экономическая психология, 2000), либо считая другое предложение несправедливым. Таким образом, проблема особенностей экономического поведения является недостаточно изученной отечественной психологией, что обусловливает ее актуальность.
Экспериментальная часть. Цельюнашего экспериментального исследования явилось изучение факторов экономического поведения в ситуации экономической игры.
Процедура исследования.В основу исследования положен классический эксперимент «Игра в ультиматум» (описанный выше), а также его варианты, позволяющие изучить влияние следующих факторов на экономическое поведение:
реальные / условные деньги;
условия игры «Игра в ультиматум» / «Игра в диктат»;
«ведущая» / «ведомая» роль участника в игре;
величина разыгрываемой исходной суммы денег.
Гипотезы:
«Реальность» денег оказывает влияние на экономическое поведение.
Условия игры (наличие риска) оказывает влияние на экономическое поведение.
Роль участника в психологическое игре оказывает влияние на его экономическое поведение.
Величина разыгрываемой суммы денег оказывает влияние на экономическое поведение.
Выборка:в качестве участников исследования выступили 113 человек в возрасте 18-35 лет (63 женщины и 50 мужчин), из них - 67 студентов гуманитарных и технических специальностей ТТИ ЮФУ и 46 работающих людей.
Статистическая обработкарезультатов осуществлялась с помощью критериевU - Манна-Уитни (для оценки различий между двумя выборками по уровню признака) иF - двухфакторного дисперсионного анализа (для исследования одновременного действия двух факторов на разные выборки испытуемых).
Изучение «реальности» денег как фактора экономического поведения
Исследование проводилось в соответствии с классическим экспериментом «Игра в ультиматум». Все испытуемые являлись «ведущими игроками», т.е. должны были принять решение о том, как разделить предлагаемую экспериментатором сумму денег между собой и ведомым игроком (который на самом деле отсутствовал), приняв во внимание, что последний может с дележом не согласится, и тогда никто денег не получит. Одна группа испытуемых работала с условными деньгами, вторая - с реальными (причем им сообщалось, что сумма их вознаграждения за участие в эксперименте будет зависеть от результатов игры, но после получения экспериментальных данных все испытуемые получали равное вознаграждение независимо от «выигранной» суммы).
Судя по результатам, средняя величина суммы, оставленной себе, составляет 54 %, а предложенной ведомому игроку - 46 %. Можно отметить, что предложение другому игроку превышает предложение по результатам зарубежных исследований, но является меньшим по сравнению с результатами отечественных исследований, проведенных в 90-е гг. Видимо, по мере нарастания индивидуалистических тенденций в нашем обществе меняется представление о социальной справедливости и связанное с ним поведение.
Средние результаты групп имеют несущественные отличия: величина предложения в ситуации с реальными деньгами составляет 45 % от исходной суммы, а в ситуации с условными деньгами - 46 % (рисунок 1).
| 45 |
| 46 |
|
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
| ||
55 | 54 | |||
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Реальные деньгиУсловные деньги
□ Сумма, оставляемая себе □ Сумма предложенная
о
Cl
О)
=Г
О
Рисунок 1 - Распределение исходной суммы в ситуации реальных денег и «условных» денег
Статистическая проверка показала, что значимых различий между выборками нет (U= 15,p=0,51). Следовательно, фактор «реальности» денег не влияет на экономическое поведение участников исследования, и результаты, получаемые в ситуации «условных» денег можно переносить на ситуации распоряжения реальными деньгами.
Изучение условий игры «Игра в ультиматум» / «Игра в диктат» как фактора экономического поведения
Данное исследование связано с изучением влияния условий игры «Игра в ультиматум» / «Игра в диктат» на экономическое поведение. Все испытуемые являлись «ведущими игроками», но были разделены на две группы в соответствии с двумя вариантами условий игры. «Игра в диктат» отличается от «игры в ультиматум» тем, что «ведущим» игрокам сообщается, что ведомый игрок никак не может повлиять на ее исход: как бы «ведущий» игрок не распорядился деньгами, «ведомый» игрок вынужден принять его решение, и оба получают столько денег, сколько им назначит «ведущий» игрок. В данном случае, распределяя деньги, «ведущий» игрок ничем не рис-
кует, и его ненулевое решение в пользу «ведомого» игрока связано только с представлениями о социальной справедливости.
Полученные результаты доказывают, что условия игры влияют на экономическое поведение участников. Так, величина суммы денег, оставленная себе, в ситуации «Игры в ультиматум» меньше, чем в ситуации «Игры в диктат» (рисунок 2).
- Гоу впо «Омский государственный технический университет» Факультет гуманитарного образования Кафедра «Психология труда и организационная психология» Лаборатория экономической психологии
- Оглавление
- Экономическая и организационная психология
- Секция 1. Психологические аспекты освоения социальноэкономического пространства Факторы экономического поведения в ситуациях психологической игры
- Условия игры
- I 50,0 н 40,0
- 100 Т.Р. 1 т.Р. 10 т.Р. Исходная сумма
- Идентификационные показатели сфер жизни
- Рациональность и экономическое поведение: междисциплинарный подход
- Психосемантический анализ товарного фетишизма у подростков
- Личностные факторы эмоционального выгорания операционнокассовых работников
- Эмоциональное содержание феномена акме
- Особенности формирования профессионального самосознания в процессе получения психологического образования
- Самосознание как детерминант копинг-поведения в ситуации трудоустройства
- Формирование учебного пространства в условиях совершенствования системы профессионального самоопределения