1.3 Формы участия иностранного капитала в экономике рф
При выборе оптимального решения в привлечении иностранных ресурсов существуют различные формы сотрудничества с иностранными портнерами, из которых следует выделить:
1. Международную кооперацию производства, сопровождающую передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности.
2. Получение зарубежных кредитов.
3. Получение иностранного оборудования на основе лизинга.
4. Получение кредитов на компенсационной основе.
5. Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций.
6. Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу.
7. Сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица.
8. Привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции.
9. Создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.
Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны (в целом ряде случаев такая возможность в ближайшее время практически исключена). Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.
Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет российским компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффектным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например при передаче иностранному партнерству пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.
Разные формы кредита (просто получение, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках российского владельца. В случае твердой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться для российского предпринимателя предпочтительнее. Вместе с тем долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.
Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9) позволяют сопрягать российские трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также, кроме 6-й формы, и российский капитал с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а оплаты лишь прибыли на капитал, которая к тому же может быть «отоварена» конкретным продуктом (организации, промысла и т.д.) получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.
Однако если при получении кредитов оплата завершается погашении всей его суммы и процентов, то выплата прибыли иностранному инвестору, которую или часть из которой он может вывозить из страны, осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами.
Все это следует учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо прежде всего учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования, а также общие цели, которые с помощью привлечения иностранного капитала решаются как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне региона или страны в целом (совершенствование технического уровня и расширение масштабов производства, повышение конкурентоспособности с целью выхода на внешний рынок. Однако на уровне отдельной организации, региона или страны пути решения этих задач различны. В пределах организации, концерна, ассоциации привлечение дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи - внедрения новой зарубежной технологии в виде лицензии и «ноу-хау», приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного опыта управления с целью повышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.
Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется. Речь может идти не только о модернизации действующих, но и о создании новых организаций для нужд внутреннего рынка; о создании новых экспортоориентированных и мпортозамещающих производств; о создании новых хозяйственных единиц для развития конкуренции; об ускоренном освоении новых месторождений полезных ископаемых как для внутреннего рынка, так для расширения экспортного потенциала; об ускоренном развитии менее развитых территорий; о создании структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга, маркетинга, подготовки кадров.
С учетом этих целей и должен расширяться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия независимо от организационно-правовой формы его собственности нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны. В то же время, когда речь идет о необходимости привлечения иностранного капитала в крупных масштабах на уровне региона или страны в целом, только международная кооперация не поможет. Поэтому на каждом уровне хозяйствования можно сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.
Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).
- Теоретические основы иностранного инвестирования
- Необходимость привлечения иностранного капитала в экономику рф
- Понятие и классификация иностранных инвестиций
- 1.3 Формы участия иностранного капитала в экономике рф
- 2 Организационно-правовые основы иностранных инвестиций
- 2.1 Нормативно-правовое регулирование иностранных
- 2.2 Формы государственного регулирования иностранных инвестиций в рф
- 2.3 Основные положения закона об иностранных инвестициях в рф
- 2.4 Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- 2.5 Льготы и гарантии при иностранном инвестировании
- 1) Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов
- 2) Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории рф
- 3) Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу
- 4) Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями
- 5) Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства рф
- 6) Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности иностранным инвестором на территории рф
- 7) Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм
- 9) Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг
- 10) Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации
- 11) Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество
- 3 Характеристика иностранных инвестиций в рф
- 3.1 Инвестиционный климат рф и ее место в международном
- 3.2 Критерии рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности региона
- 3.3 Структура и динамика поступивших иностранных инвестиций
- 4 Прямые инвестиции в создание коммерческих организаций
- 4.1 Понятие прямых инвестиций и их преимущества
- 4.2 Создание, функционирование и ликвидация коммерческой
- 4.3 Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица
- 4.4 Состав и динамика прямых иностранных инвестиций в рф
- 5 Иностранные инвестиции в свободных (особых) экономических зонах
- 5.1 Понятие, виды и режим функционирования свободных
- 5.2 Понятие, типы и государственное регулирование функционирования особых экономических зон в рф
- 5.3 Управление особыми экономическими зонами в рф
- 5.4 Правовое положение резидентов особой экономической зоны
- 5.5 Соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности
- 5.6 Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности
- 5.7 Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности
- 5.8 Соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне
- Рекомендуемая литература
- Учебники и учебные пособия
- Статьи в периодических изданиях