logo search
istoria

Экономические теории в период средневековья

Эпоха средневековья охватывает большой исторический пери­од- в Западной Европе — с V в. до буржуазных революций XVII-XVIII вв., в России — с IX в. до реформы 1861 г. в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранились в XX в.

Источники экономической мысли средневековья:

В арабских странах: Коран (610 –632гг); учение Ибн-Халдуна (1332 –1406).

В Западной Европе: идеи Августина (354-430); идеи Фомы Аквинского (1225 –1274).

В России: «Русская правда» (12-13 вв.) – свод законов Киевского государства; Ив. Сем. Пересветов (конец 15 – нач.16 в).

Изучение и толкование Корана- собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рас­сказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих от­кровений в Мекке и Медине — положили начало гражданскому и кано­ническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Со­гласно Корану одним из пяти "столпов веры", то есть правильного по­ведения, является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).

Идейным фундаментом «исламской экономики» объявляются отдельные установления корана. Ислам разрешает обогащение и накопление собственности при строго определенных ограничениях. Законность владения имуществом обусловлена тем, что собственник неукоснителен в выполнении предписаний корана: выплаты налога в пользу бедных (закаят), запрещения ссудного процента (риба) и проч.

Ибн-Халдун(Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332-1406)- арабский историк и философ.

Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле".

Выдвинул концепцию "социаль­ной физики",которая призывала к:

а) осознанному отношению к труду;

б) борьбе с расточительством и жадностью;

в) пониманию несбыточности имущественного и социального равен­ства.

Западная Европа.Рабовладельческая Западная Римская империя пала под натиском германских племен в V в. н. э. и на ее территории образовались варварские королевства. Эти государства имели несравненно более простую, чем импе­рия, экономическую и политическую организацию, и в ней отчетливо проявлялись остатки родового строя. Романо-германский синтез, происходивший на значительной части территории Западной Европы, в конечном счете привел к возникновению крупной феодальной земельной собст­венности и основных классов средневекового общества — феодалов и зависимых от них крестьян.

История не знает трудов, специально по­священных экономическим вопросам, написанных в пе­риод раннего средневековья.

В качестве ответа на многие экономические вопросы (VI — XI вв.) в качестве аргументов приводились положения, содержащиеся в Библии и в сочинениях отцов христиан­ской церкви (патристика). Например, при решении проблемы отношения к богатст­ву. И если в Древнем Риме в аристократических кругах проповедовались принципы гедонизма (этическое учение, утверждавшее, что целью жизни и высшим благом является наслаждение), то в период средневековья господствовала другая точка зрения, согласно которой стремление к обладанию богатством по­рочно, ибо мешает поиску царства божия и является до­казательством отсутствия истинной веры. В отличие от античных авторов, которые считали неравенство людей естественным и вечным, средневековые мыслители при ре­шении этого вопроса исходили из положения христианст­ва о том, что все люди равны перед «божественной благодатью».

В античном мире господствовало презрительное отношение к физическому труду, который считался уделом прежде всего рабов. Напротив, в средние века, и в частно­сти в период раннего средневековья, утвердилась точка зрения, по которой труд должен быть единственным ис­точником средств существования в соответствии с библей­ским принципом: «В поте лица твоего ешь хлеб твой». В то же время церковь, демагогически провозглашая себя по­средником между имущими и неимущими, обязывала христиан делиться результатами своего труда с бедными, подавая милостыню.

В исторических документах раннего средневековья нашли отражение проблемы, связанные с разложением об­щины и генезисом феодализма (отношение к общине и за­крепощению крестьянства, экономическая организация раннефеодальной вотчины, хозяйственные возможности натурального производства и др.). Наиболее полное ис­толкование этих вопросов содержится в источниках, отно­сящихся к Франкскому королевству.

Представление об экономических идеях раннего средневековья (VI-Xвв.) даёт старинная запись судебных обычаев франков"Салическая правда",составленная в начале VI в. н.э.

Приводя перечень штрафов за всевозможные преступления, она характеризует экономические воззрения франков (франки – группа гер. племен, живших в 3 в. по нижн. и ср. Рейну. Делились на салических и рипуарских. В конце 5 в. завоевали Галлию, образовав Франкское гос-во): общинного крес­тьянства, с одной стороны, и служилых людей, или дружинников — с другой.

В ее предписаниях сельское хозяйство выступает как ес­тественное занятие франка. Городам и промышленности не уделя­лось особого внимания. Проблемы торговли полностью отсутствуют

«Салическая правда» отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната (крупная земельная собственность делилась на парцеллы – небольшие земельные участки, сдаваемые землевладельцем в аренду колонам, которые постепенно прикреплялись к земле, возникло в др. Риме), крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений.

"Салическая правда" отразила разложение родового строя, начало процесса, дифференциации франкского об­щества и интересы служилой аристократии, группировавшейся во­круг короля.

Спустя три столетия экономические вопросы средневекового по­местья получили отражение в "Капитулярии о виллах"(закон о поместьях), изданном приКарле Великом. В нём закреплялась кре­постная зависимость крестьян, задача экономической политики сво­дилась к утверждению крепостничества.

На экономической политике франкских королей сказы­валось сильное влияние церкви и экономических взглядов папской курии и епископата. Так, (обосновывая необходи­мость помогать неимущим, и одновременно преследуя свои материальные интересы, церковь требовала от прихожан уплаты десятины). Это требование нашло отражение в «Саксонском капитулярии» Карла Великого (768—814).

На протяжении всего средневековья церковь вела борьбу против взимания процентов за ссуды. Уже в период раннего средневековья ей удалось рас­пространить в обществе отрицательное отношение к про­центу и добиться издания законов, запрещающих ростов­щичество. Негативное отношение королевской власти к взиманию процента проявилось, в частности, в законах Карла Великого.

Проблемы, которые нашли отражение в источниках по истории экономической мысли Франкского королевства, в большей или меньшей степени рассматриваются в докумен­тах, характеризующих социально-экономические отноше­ния в романских странах Западной Европы (в Ост­готском и Вестготском королевствах, в государстве ланго­бардов). Однако романизация этих государств была более сильной, чем Франкского королевства. Поэтому одной из наиболее важных проблем, с которыми сталкивалась эко­номическая мысль Италии и Испаниив период раннего средневековья, был вопрос об отношении к формам экс­плуатации, унаследованным от Римской империи, в част­ности к колонату.

Государственные и церковные деятели этих государств рассматривали колонат как важную фор­му крепостной зависимости, вполне отвечавшую интере­сам земельных собственников. Так, архиепископ Севильи Исидор (ок. 560—636) в своих «Этимологиях» подчерки­вал, что колоны находятся под властью землевладельцев, являются держателями.

Англия. Развитие феодальных отношений в Англии происходи­ло медленнее, чем во Франции, Италии и Испании. Англо­саксонские королевства не унаследовали римские формы эксплуатации, вследствие чего община оказалась здесь более устойчивой.

Важнейшими правовых источников является Судебник кентского короля Этельберта (начало VII в.), "Правда" короля Инэ (ок. 690), "Правда" уэссекского короля Аль­фреда (вторая половина IX в.), а также сочинения монаха и летописца Беды Достопочтенного (672 или 673—ок. 735).

Эти источники отразили процесс соци­альной дифференциации крестьянства и усиления коро­левской власти. Стараясь замаскировать тот факт, что ко­ролевская власть защищала интересы феодалов, Беда Достопочтенный выдвинул идею о том, что короли забо­тятся о благополучии всего народа. Однако он вынужден был признать разделение общества на бедных и богатых. Так, в законах Инэ про­водилась мысль о том, что свободный человек и его несво­бодный сородич не связаны какими-либо обязательствами помогать друг другу.

Источники англосаксонского периода дают представ­ление и об отношении королевской власти к торговле. С одной стороны, короли, считая торговлю одним из основных источников доходов казны, покровительствовали торговым операциям, а с другой — пытались их регламен­тировать. Как свидетельствует «Установление о купцах» короля Альфреда, торговцы пользовались уважением законодательства, хотя находились под надзором властей. Короли неоднократно издавали законы, разрешавшие торговлю лишь в определенных местах. В то же время они осуществляли жесткий контроль за чеканкой монет.

Общая характеристика классического средневековья

На развитие экономической мысли класси­ческого средневековья огромное влияние продолжала оказывать католическая церковь и каноническая доктрина, которая разра­батывалась церковными юристами, интерпретаторами церковного права. Но решающее значение имели классовые ин­тересы феодалов, специфические мотивы самой церкви, претендовавшей на социальные привилегии.

Важнейшим источником, по которому можно судить об экономических взглядах каноников, является «Свод кано­нического права»,составленный в середине XII в. болонским монахом Грацианом. По утверждениям канонистов, идеалом для всех, кто желает выполнять нормы церковного права, должна быть общая собственность. В то же время они заявляли, что частная собственность необходима как наказание за «людское жестокосердие». По мысли ка­нонистов, человек должен смотреть на свою собственность как на благо, за распоряжение которым он ответит перед богом. Провозглашалась необходимость подавать ми­лостыню беднякам, которым, по утверждениям церковных юристов, бог оказывает особое покровительство. Истин­ными факторами производства они считали лишь землю и труд. Исходя из этого, занятиями, вполне достойными христианина, канонисты объявляли земледелие и ремесло, неодобрительно относились к торговле, целью которой было получение барыша, и осуждали ростовщичество.