logo search
Otvety_po_ekonom_teorii

45. Разгосударствление и приватизация в России.

Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.

Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня тенденция к разгосударствлению приняла общемировой характер.

Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям.

1) раз-е процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;

2) создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;

3) возникновение новых организационных структур, новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.

Конкурс АукционАкционирование.

Однако за этими внешне благополучными цифрами скрывается масса проблем, которые проявились в ходе приватизации. Приватизация пока не привела к повышению эффективности дея­тельности предприятий. Хотя в 1995 г. наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономиче­ских процессов очевидной связи между изменением формы собственности и этими сдвигами нет. В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же большой приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и часто - к усилению моно­полизма. Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначи­тельны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приорите­ты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России.

Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. При распределении собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительность результатов первого этапа приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности в направлении создания условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации управления. Основные способы прив: - полная продажа государственных предприятий частным предпр-ям, например путем аукциона; - допуск частного капитала в государственный сектор; - продажа дочерних или контролируемых государством компаний; - продажа части акций, принадлежащих государству, в смешанных компаниях; - выпуск и продажа акций государственных предприятий; - продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государ­ственного предприятия; - закрытие неэффективных предприятий госсектора и тем самым по­ощрение конкуренции частного сектора.