logo
Otvety_po_ekonom_teorii

2. Какие факторы характеризуют финансовую стабилизацию

Согласно первому сценарию, данные меры должны не растягиваться на много лет, а проводиться за 1-2 года, чтобы не дать сформироваться устойчивым инфляционным ожиданиям. Во-вторых, предполагается устранение или минимизация дефицита государственного бюджета. Опасен не только сам дефицит, но и инфляционные методы его финансирования. Можно покрывать дефицит за счет эмиссии и за счет займов у населения. Этот подход предполагает отказ от эмиссионного покрытия дефицита. В-третьих, предполагается проведение жесткой кредитно-денежной политики, контроль над объемом денежного предложения, прекращение раздачи льготных кредитов. В-четвертых, предполагается вести борьбу с инфляцией и инфляционным ожиданием при помощи так называемого номинального "якоря". Номинальный "якорь" - это макроэкономический показатель, который фиксируется на определенном уровне при осуществлении стабилизационных программ. В качестве "якоря" могут фиксироваться обменный курс валюты, предложение денег "номинальная денежная масса", номинальная заработная плата. Эти макроэкономические показатели действуют как якорь, удерживая на определенном уровне цены, не давая им сорваться в гиперинфляционный рост. Поддерживаемый Центральным Банком страны фиксированный обменный курс помогает преодолеть неопределенность и снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств.

РЕФОРМА БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Одним из существенных отличий государства в экономике рыночного типа от государства в рамках административно-управляемой системы является реальный объем государственного вмешательства в экономику, выражающийся, в частности, в объеме и специфических механизмах перераспределения валового внутреннего продукта через бюджетную систему. Основными компонентами этой системы являются налоговая система, действующая модель бюджетного федерализма, система государственных расходов и специфический механизм формирования и использования государственных внебюджетных фондов. Именно реформированию первых двух из названных компонентов экономической деятельности государства посвящена данная глава. Большинство стран с переходными экономиками в процессе их реформирования сталкивается с одними и теми же проблемами, различия между странами здесь имеют место не столько в наборе этих проблем, сколько в их остроте и политической окрашенности. В переходной экономике России практически все основные проблемы реформирования бюджетно-налоговой системы проявились достаточно отчетливо, поэтому в дальнейшем большая часть вопросов будет рассматриваться на примере именно России.

Реформирование налоговой системы

Специфика экономического развития и налоговая система

Рыночные преобразования в большинстве постсоциалистических (в первую очередь, постсоветских) экономик на начальных этапах реформы сопровождались снижением объема валового внутреннего продукта, перераспределяемого через государственный бюдже

Среди основных причин снижения объемов доходов бюджетной системы относительно ВВП можно назвать следующие. Во-первых, объективное снижение масштабов ВВП, перераспределяемого через бюджетную систему, вследствие изменения характера экономических отношений и роли государства в экономике; отказ последнего от крупномасштабного перераспределения ресурсов между предприятиями.

Во-вторых, кризисное падение ВВП имело место в большей мере за счет сокращения производства в государственном секторе промышленности, который являлся основным поставщиком доходов бюджетной системы. Увеличение доли сферы услуг, в первую очередь за счет роста доли сектора финансовых услуг и негосударственной торговли, при слабости учета и относительно пониженном уровне налогообложения не компенсировало падения доходов в других секторах.

В-третьих, принципиальные основы налоговых систем практически всех стран бывшего СССР закладывались в1991—1992гг. и были ориентированы на структуру ВВП (по доходам и секторам) именно этого периода. Скорость, с которой происходило изменение структуры ВВП, существенно опережала скорость налоговых реформ. Данный фактор непосредственно связан и в значительной мере является отражением предыдущего.

В-четвертых, изменения в системе государственного управления повлекли за собой в целом снижение уровня административной дисциплины, что на начальных этапах становления качественно новой системы налогового администрирования и сбора налогов повлекло за собой падение их собираемости.