2. Какие факторы характеризуют финансовую стабилизацию
Согласно первому сценарию, данные меры должны не растягиваться на много лет, а проводиться за 1-2 года, чтобы не дать сформироваться устойчивым инфляционным ожиданиям. Во-вторых, предполагается устранение или минимизация дефицита государственного бюджета. Опасен не только сам дефицит, но и инфляционные методы его финансирования. Можно покрывать дефицит за счет эмиссии и за счет займов у населения. Этот подход предполагает отказ от эмиссионного покрытия дефицита. В-третьих, предполагается проведение жесткой кредитно-денежной политики, контроль над объемом денежного предложения, прекращение раздачи льготных кредитов. В-четвертых, предполагается вести борьбу с инфляцией и инфляционным ожиданием при помощи так называемого номинального "якоря". Номинальный "якорь" - это макроэкономический показатель, который фиксируется на определенном уровне при осуществлении стабилизационных программ. В качестве "якоря" могут фиксироваться обменный курс валюты, предложение денег "номинальная денежная масса", номинальная заработная плата. Эти макроэкономические показатели действуют как якорь, удерживая на определенном уровне цены, не давая им сорваться в гиперинфляционный рост. Поддерживаемый Центральным Банком страны фиксированный обменный курс помогает преодолеть неопределенность и снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств.
РЕФОРМА БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Одним из существенных отличий государства в экономике рыночного типа от государства в рамках административно-управляемой системы является реальный объем государственного вмешательства в экономику, выражающийся, в частности, в объеме и специфических механизмах перераспределения валового внутреннего продукта через бюджетную систему. Основными компонентами этой системы являются налоговая система, действующая модель бюджетного федерализма, система государственных расходов и специфический механизм формирования и использования государственных внебюджетных фондов. Именно реформированию первых двух из названных компонентов экономической деятельности государства посвящена данная глава. Большинство стран с переходными экономиками в процессе их реформирования сталкивается с одними и теми же проблемами, различия между странами здесь имеют место не столько в наборе этих проблем, сколько в их остроте и политической окрашенности. В переходной экономике России практически все основные проблемы реформирования бюджетно-налоговой системы проявились достаточно отчетливо, поэтому в дальнейшем большая часть вопросов будет рассматриваться на примере именно России.
Реформирование налоговой системы
Специфика экономического развития и налоговая система
Рыночные преобразования в большинстве постсоциалистических (в первую очередь, постсоветских) экономик на начальных этапах реформы сопровождались снижением объема валового внутреннего продукта, перераспределяемого через государственный бюдже
Среди основных причин снижения объемов доходов бюджетной системы относительно ВВП можно назвать следующие. Во-первых, объективное снижение масштабов ВВП, перераспределяемого через бюджетную систему, вследствие изменения характера экономических отношений и роли государства в экономике; отказ последнего от крупномасштабного перераспределения ресурсов между предприятиями.
Во-вторых, кризисное падение ВВП имело место в большей мере за счет сокращения производства в государственном секторе промышленности, который являлся основным поставщиком доходов бюджетной системы. Увеличение доли сферы услуг, в первую очередь за счет роста доли сектора финансовых услуг и негосударственной торговли, при слабости учета и относительно пониженном уровне налогообложения не компенсировало падения доходов в других секторах.
В-третьих, принципиальные основы налоговых систем практически всех стран бывшего СССР закладывались в1991—1992гг. и были ориентированы на структуру ВВП (по доходам и секторам) именно этого периода. Скорость, с которой происходило изменение структуры ВВП, существенно опережала скорость налоговых реформ. Данный фактор непосредственно связан и в значительной мере является отражением предыдущего.
В-четвертых, изменения в системе государственного управления повлекли за собой в целом снижение уровня административной дисциплины, что на начальных этапах становления качественно новой системы налогового администрирования и сбора налогов повлекло за собой падение их собираемости.
- 1. Спрос и предложение на рынке труда. Компромисс индивида между потреблением и досугом.
- 4. Безработица: сущность и виды. Государственной регулирование занятости населения.
- Формирование рыночных доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
- 6. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Государственная политика доходов в рыночной экономике.
- 8. Экономическая и земельная рента.
- 9. Рынок сельскохозяйственной продукции и его особенности. Проблемы фермерских хозяйств.
- 10. Агропромышленная интеграция и ее характерные черты. Структура апк.
- 11. Государственное регулирование апк. Концепция паритета.
- 12. Денежное обращение и денежная система страны. Основные типы денежных систем.
- 13. Равновесие денежного рынка. Количественная теория денег Покупательная способность денег.
- 14. Инфляция, ее основные виды. Антиинфляционная политика государства.
- 15. Денежно-кредитные отношения в рыночной экономике. Сущность, функции и формы кредита.
- 16. Институциональная организация денежно-кредитных отношений. Банки и их роль в экономике.
- 17. Цели и инструменты денежно-кредитной политики.
- Рефинансирование коммерческих банков
- Операции на открытом рынке
- 18. Инвестиции и их виды. Фактор времени и приведенная (дисконтированная) стоимость.
- 19. Рынок ценных бумаг и его структура.
- 20. Виды ценных бумаг.
- 21. Общественное воспроизводство и показатели макроэкономики. Система национального счетоводства.
- Внп и методы его расчета.
- 23. Особенности макроэкономического анализа. Равновесие в макроэкономике. Модель ad-as.
- 24. Классическая модель макроэкономического равновесия. Классическая дихотомия.
- 25. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
- 27. Динамика ставки ссудного процента и инвестиции. Модель is-lm.
- 28. Циклический характер экономического развития. Теория циклов и кризисов.
- 29. Теория экономического роста. Основные типы и факторы экономического роста.
- 30. Модели экономического роста. Неокейнсианская модель мультипликатора-акселератора.
- 31. Необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики.
- 32. Основные цели, функции и направления государственного регулирования рыночной экономики.
- 33. Правовая функция государства в рыночной экономике.
- 34. Экономическая функция государства в рыночной экономике.
- 35. Финансовая система страны. Государственный бюджет и его структура.
- Дефицит и профицит государственного бюджета. Теоретические подходы к проблеме сбалансированности бюджета.
- 37. Налоги: сущность, виды, функции.
- 38. Принципы налогообложения в рыночной экономике. Кривая а. Лаффера.
- 39. Основные элементы налоговой системы.
- 40. Кризис административной системы и необходимость рыночных реформ.
- 41. Переходная к рынку экономика и ее основные черты.
- 42. Стартовые условия рыночных преобразований и модели перехода к рынку.
- 43. Основные направления рыночной трансформации. Роль государства в переходной экономике.
- 44. Приватизация: сущность и цели.
- 45. Разгосударствление и приватизация в России.
- 46. Либерализация цен и формирование конкурентной рыночной среды в России.
- 47. Предприятие в условиях рыночных преобразований. Проблемы структурной перестройки экономики.
- 48. Финансовая стабилизация и основные направления реформы бюджетно-налоговой системы.
- 2. Какие факторы характеризуют финансовую стабилизацию
- 49. Закономерности развития мирового хозяйства. Мировой рынок.
- 50. Глобализация и выбор стратегии развития национальных хозяйств.
- 51. Мировая торговля как реализация сравнительных преимуществ.
- 1) Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
- 2) Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо
- 3) Теория Хекшера-Олина
- 4) Теория Майкла Портера
- 52. Международная торговая политика.
- 53. Мировая валютная система и этапы ее развития.
- 54. Россия в структуре мирового хозяйства. Становление открытой экономики.
- 55. Валютный курс. Режим конвертируемой валюты.
- 56. Социальная функция государства в рыночной экономике.
- 57. Методы, инструменты и границы государственного регулирования экономики.
- 58. Фондовая биржа. Курс ценных бумаг.