45. Разгосударствление и приватизация в России.
Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.
Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня тенденция к разгосударствлению приняла общемировой характер.
Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям.
1) раз-е процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;
2) создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;
3) возникновение новых организационных структур, новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.
Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.
Конкурс АукционАкционирование.
Однако за этими внешне благополучными цифрами скрывается масса проблем, которые проявились в ходе приватизации. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Хотя в 1995 г. наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов очевидной связи между изменением формы собственности и этими сдвигами нет. В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же большой приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и часто - к усилению монополизма. Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России.
Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. При распределении собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.
Неудовлетворительность результатов первого этапа приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности в направлении создания условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации управления. Основные способы прив: - полная продажа государственных предприятий частным предпр-ям, например путем аукциона; - допуск частного капитала в государственный сектор; - продажа дочерних или контролируемых государством компаний; - продажа части акций, принадлежащих государству, в смешанных компаниях; - выпуск и продажа акций государственных предприятий; - продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия; - закрытие неэффективных предприятий госсектора и тем самым поощрение конкуренции частного сектора.
- 1. Спрос и предложение на рынке труда. Компромисс индивида между потреблением и досугом.
- 4. Безработица: сущность и виды. Государственной регулирование занятости населения.
- Формирование рыночных доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
- 6. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Государственная политика доходов в рыночной экономике.
- 8. Экономическая и земельная рента.
- 9. Рынок сельскохозяйственной продукции и его особенности. Проблемы фермерских хозяйств.
- 10. Агропромышленная интеграция и ее характерные черты. Структура апк.
- 11. Государственное регулирование апк. Концепция паритета.
- 12. Денежное обращение и денежная система страны. Основные типы денежных систем.
- 13. Равновесие денежного рынка. Количественная теория денег Покупательная способность денег.
- 14. Инфляция, ее основные виды. Антиинфляционная политика государства.
- 15. Денежно-кредитные отношения в рыночной экономике. Сущность, функции и формы кредита.
- 16. Институциональная организация денежно-кредитных отношений. Банки и их роль в экономике.
- 17. Цели и инструменты денежно-кредитной политики.
- Рефинансирование коммерческих банков
- Операции на открытом рынке
- 18. Инвестиции и их виды. Фактор времени и приведенная (дисконтированная) стоимость.
- 19. Рынок ценных бумаг и его структура.
- 20. Виды ценных бумаг.
- 21. Общественное воспроизводство и показатели макроэкономики. Система национального счетоводства.
- Внп и методы его расчета.
- 23. Особенности макроэкономического анализа. Равновесие в макроэкономике. Модель ad-as.
- 24. Классическая модель макроэкономического равновесия. Классическая дихотомия.
- 25. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
- 27. Динамика ставки ссудного процента и инвестиции. Модель is-lm.
- 28. Циклический характер экономического развития. Теория циклов и кризисов.
- 29. Теория экономического роста. Основные типы и факторы экономического роста.
- 30. Модели экономического роста. Неокейнсианская модель мультипликатора-акселератора.
- 31. Необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики.
- 32. Основные цели, функции и направления государственного регулирования рыночной экономики.
- 33. Правовая функция государства в рыночной экономике.
- 34. Экономическая функция государства в рыночной экономике.
- 35. Финансовая система страны. Государственный бюджет и его структура.
- Дефицит и профицит государственного бюджета. Теоретические подходы к проблеме сбалансированности бюджета.
- 37. Налоги: сущность, виды, функции.
- 38. Принципы налогообложения в рыночной экономике. Кривая а. Лаффера.
- 39. Основные элементы налоговой системы.
- 40. Кризис административной системы и необходимость рыночных реформ.
- 41. Переходная к рынку экономика и ее основные черты.
- 42. Стартовые условия рыночных преобразований и модели перехода к рынку.
- 43. Основные направления рыночной трансформации. Роль государства в переходной экономике.
- 44. Приватизация: сущность и цели.
- 45. Разгосударствление и приватизация в России.
- 46. Либерализация цен и формирование конкурентной рыночной среды в России.
- 47. Предприятие в условиях рыночных преобразований. Проблемы структурной перестройки экономики.
- 48. Финансовая стабилизация и основные направления реформы бюджетно-налоговой системы.
- 2. Какие факторы характеризуют финансовую стабилизацию
- 49. Закономерности развития мирового хозяйства. Мировой рынок.
- 50. Глобализация и выбор стратегии развития национальных хозяйств.
- 51. Мировая торговля как реализация сравнительных преимуществ.
- 1) Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
- 2) Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо
- 3) Теория Хекшера-Олина
- 4) Теория Майкла Портера
- 52. Международная торговая политика.
- 53. Мировая валютная система и этапы ее развития.
- 54. Россия в структуре мирового хозяйства. Становление открытой экономики.
- 55. Валютный курс. Режим конвертируемой валюты.
- 56. Социальная функция государства в рыночной экономике.
- 57. Методы, инструменты и границы государственного регулирования экономики.
- 58. Фондовая биржа. Курс ценных бумаг.