52. Международная торговая политика.
Международная торговая политика представляет собой совокупность различных форм и методов международного регулирования обмена товарами и услугами между странами. Регулирование международной торговли осуществляется как региональными экономическими организациями, союзами и группировками, так и организациями общемирового масштаба. Примером наиболее развитой региональной экономической группировки является современный Европейский Союз (ЕС).
Региональные союзы и группировки, с одной стороны, способствуют развитию международной торговли, так как снимают всевозможные барьеры во взаимной торговле стран-участниц. С другой стороны, проводят политику протекционизма в отношении «третьих» стран, устанавливая определенные барьеры для тех стран, которые не входят в их состав, а также для других торгово-экономических союзов. В качестве одной из главных целей своей деятельности ВТО провозгласила борьбу с протекционизмом: отказ от нетарифных и уменьшение тарифных барьеров.
В настоящее время в условиях научно-технического прогресса для экономического развития любой страны все большее и большее значение приобретает ее участие в международных отношениях.
Современная внешнеэкономическая политика воплощается при помощи множества средств, которые контролируют, регулируют и стимулируют внешнеэкономические связи: таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. В то же время при помощи экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного экспорта и импорта, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот реализовывается стимулирование экспорта товаров. Главнейшая задача внешнеторговой политики - это создание благоприятных внешних экономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны. Данная задача является общей для внешнеэкономической политики большинства государств мира. Действие процессов, которые указаны выше, вызывает постоянное взаимодействие в современной международной торговой политике таких двух тенденций как либерализации и протекционизма. Протекционизм выступает как политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от зарубежной конкуренции, а часто и на захват внешних рынков. Характерной чертой для протекционизма является более или менее полнейшая либерализация взаимной торговли (свобода торговли) при проведении одновременно согласованной единой протекционистской политики. Политика протекционизма начинала проводиться государством в то время, когда внутренняя экономика данной страны или отдельные ее отрасли были не достигали должного уровня конкурентоспособности на мировом рынке, а значит нуждались в поддержке государства, которое и формировало систему защиты слабых отраслей, используя при этом определенный набор торгово-политических средств. Противоположная протекционизму политика либерализации связана с понижением таможенных пошлин и прочих барьеров, которые препятствуют развитию внешнеэкономических связей. Как протекционизм, так и либерализация отображают реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, события, которые происходят в международных экономических отношениях. Помимо протекционизма и либерализации государство может вести умеренную торговую политику, которая сочетает в себе как элементы свободной торговли, так и протекционизма.
Внешняя торговля - это система международных товарно-денежных отношений между странами, состоящая из экспорта (вывоза) и импорта (ввоза) товаров и услуг. Она реализовывается в основном через коммерческие сделки, которые оформляются внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется непосредственно государством. Для регулирования применяются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование, нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства.
- 1. Спрос и предложение на рынке труда. Компромисс индивида между потреблением и досугом.
- 4. Безработица: сущность и виды. Государственной регулирование занятости населения.
- Формирование рыночных доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
- 6. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Государственная политика доходов в рыночной экономике.
- 8. Экономическая и земельная рента.
- 9. Рынок сельскохозяйственной продукции и его особенности. Проблемы фермерских хозяйств.
- 10. Агропромышленная интеграция и ее характерные черты. Структура апк.
- 11. Государственное регулирование апк. Концепция паритета.
- 12. Денежное обращение и денежная система страны. Основные типы денежных систем.
- 13. Равновесие денежного рынка. Количественная теория денег Покупательная способность денег.
- 14. Инфляция, ее основные виды. Антиинфляционная политика государства.
- 15. Денежно-кредитные отношения в рыночной экономике. Сущность, функции и формы кредита.
- 16. Институциональная организация денежно-кредитных отношений. Банки и их роль в экономике.
- 17. Цели и инструменты денежно-кредитной политики.
- Рефинансирование коммерческих банков
- Операции на открытом рынке
- 18. Инвестиции и их виды. Фактор времени и приведенная (дисконтированная) стоимость.
- 19. Рынок ценных бумаг и его структура.
- 20. Виды ценных бумаг.
- 21. Общественное воспроизводство и показатели макроэкономики. Система национального счетоводства.
- Внп и методы его расчета.
- 23. Особенности макроэкономического анализа. Равновесие в макроэкономике. Модель ad-as.
- 24. Классическая модель макроэкономического равновесия. Классическая дихотомия.
- 25. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
- 27. Динамика ставки ссудного процента и инвестиции. Модель is-lm.
- 28. Циклический характер экономического развития. Теория циклов и кризисов.
- 29. Теория экономического роста. Основные типы и факторы экономического роста.
- 30. Модели экономического роста. Неокейнсианская модель мультипликатора-акселератора.
- 31. Необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики.
- 32. Основные цели, функции и направления государственного регулирования рыночной экономики.
- 33. Правовая функция государства в рыночной экономике.
- 34. Экономическая функция государства в рыночной экономике.
- 35. Финансовая система страны. Государственный бюджет и его структура.
- Дефицит и профицит государственного бюджета. Теоретические подходы к проблеме сбалансированности бюджета.
- 37. Налоги: сущность, виды, функции.
- 38. Принципы налогообложения в рыночной экономике. Кривая а. Лаффера.
- 39. Основные элементы налоговой системы.
- 40. Кризис административной системы и необходимость рыночных реформ.
- 41. Переходная к рынку экономика и ее основные черты.
- 42. Стартовые условия рыночных преобразований и модели перехода к рынку.
- 43. Основные направления рыночной трансформации. Роль государства в переходной экономике.
- 44. Приватизация: сущность и цели.
- 45. Разгосударствление и приватизация в России.
- 46. Либерализация цен и формирование конкурентной рыночной среды в России.
- 47. Предприятие в условиях рыночных преобразований. Проблемы структурной перестройки экономики.
- 48. Финансовая стабилизация и основные направления реформы бюджетно-налоговой системы.
- 2. Какие факторы характеризуют финансовую стабилизацию
- 49. Закономерности развития мирового хозяйства. Мировой рынок.
- 50. Глобализация и выбор стратегии развития национальных хозяйств.
- 51. Мировая торговля как реализация сравнительных преимуществ.
- 1) Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
- 2) Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо
- 3) Теория Хекшера-Олина
- 4) Теория Майкла Портера
- 52. Международная торговая политика.
- 53. Мировая валютная система и этапы ее развития.
- 54. Россия в структуре мирового хозяйства. Становление открытой экономики.
- 55. Валютный курс. Режим конвертируемой валюты.
- 56. Социальная функция государства в рыночной экономике.
- 57. Методы, инструменты и границы государственного регулирования экономики.
- 58. Фондовая биржа. Курс ценных бумаг.