Дефицит и профицит государственного бюджета. Теоретические подходы к проблеме сбалансированности бюджета.
Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и политики
В связи с этим в экономической теории различают несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность фискальной политики государства, антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно: либо повысит ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствие всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса. Рассмотрим другой пример, показывающий как стремление ежегодно балансировать бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет. Особая проблема, возникающая в данной концепции - это то, спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета. Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом.
- 1. Спрос и предложение на рынке труда. Компромисс индивида между потреблением и досугом.
- 4. Безработица: сущность и виды. Государственной регулирование занятости населения.
- Формирование рыночных доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
- 6. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Государственная политика доходов в рыночной экономике.
- 8. Экономическая и земельная рента.
- 9. Рынок сельскохозяйственной продукции и его особенности. Проблемы фермерских хозяйств.
- 10. Агропромышленная интеграция и ее характерные черты. Структура апк.
- 11. Государственное регулирование апк. Концепция паритета.
- 12. Денежное обращение и денежная система страны. Основные типы денежных систем.
- 13. Равновесие денежного рынка. Количественная теория денег Покупательная способность денег.
- 14. Инфляция, ее основные виды. Антиинфляционная политика государства.
- 15. Денежно-кредитные отношения в рыночной экономике. Сущность, функции и формы кредита.
- 16. Институциональная организация денежно-кредитных отношений. Банки и их роль в экономике.
- 17. Цели и инструменты денежно-кредитной политики.
- Рефинансирование коммерческих банков
- Операции на открытом рынке
- 18. Инвестиции и их виды. Фактор времени и приведенная (дисконтированная) стоимость.
- 19. Рынок ценных бумаг и его структура.
- 20. Виды ценных бумаг.
- 21. Общественное воспроизводство и показатели макроэкономики. Система национального счетоводства.
- Внп и методы его расчета.
- 23. Особенности макроэкономического анализа. Равновесие в макроэкономике. Модель ad-as.
- 24. Классическая модель макроэкономического равновесия. Классическая дихотомия.
- 25. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
- 27. Динамика ставки ссудного процента и инвестиции. Модель is-lm.
- 28. Циклический характер экономического развития. Теория циклов и кризисов.
- 29. Теория экономического роста. Основные типы и факторы экономического роста.
- 30. Модели экономического роста. Неокейнсианская модель мультипликатора-акселератора.
- 31. Необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики.
- 32. Основные цели, функции и направления государственного регулирования рыночной экономики.
- 33. Правовая функция государства в рыночной экономике.
- 34. Экономическая функция государства в рыночной экономике.
- 35. Финансовая система страны. Государственный бюджет и его структура.
- Дефицит и профицит государственного бюджета. Теоретические подходы к проблеме сбалансированности бюджета.
- 37. Налоги: сущность, виды, функции.
- 38. Принципы налогообложения в рыночной экономике. Кривая а. Лаффера.
- 39. Основные элементы налоговой системы.
- 40. Кризис административной системы и необходимость рыночных реформ.
- 41. Переходная к рынку экономика и ее основные черты.
- 42. Стартовые условия рыночных преобразований и модели перехода к рынку.
- 43. Основные направления рыночной трансформации. Роль государства в переходной экономике.
- 44. Приватизация: сущность и цели.
- 45. Разгосударствление и приватизация в России.
- 46. Либерализация цен и формирование конкурентной рыночной среды в России.
- 47. Предприятие в условиях рыночных преобразований. Проблемы структурной перестройки экономики.
- 48. Финансовая стабилизация и основные направления реформы бюджетно-налоговой системы.
- 2. Какие факторы характеризуют финансовую стабилизацию
- 49. Закономерности развития мирового хозяйства. Мировой рынок.
- 50. Глобализация и выбор стратегии развития национальных хозяйств.
- 51. Мировая торговля как реализация сравнительных преимуществ.
- 1) Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
- 2) Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо
- 3) Теория Хекшера-Олина
- 4) Теория Майкла Портера
- 52. Международная торговая политика.
- 53. Мировая валютная система и этапы ее развития.
- 54. Россия в структуре мирового хозяйства. Становление открытой экономики.
- 55. Валютный курс. Режим конвертируемой валюты.
- 56. Социальная функция государства в рыночной экономике.
- 57. Методы, инструменты и границы государственного регулирования экономики.
- 58. Фондовая биржа. Курс ценных бумаг.