35. Финансовая система страны. Государственный бюджет и его структура.
Финансовая система государства и ее структура.
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства.
Централизованные финансы - это государственная система, специальные внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхованияДецентрализованные финансы - финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, специфические функции.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и т.д. Всего в рамках финансовой системы Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также - для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Специфическим звеном финансовой системы выступает государственный кредит. Главная форма экономических отношений в его рамках - когда государство выступает как заемщик средств. Таким образом, понятие ``финансовая система'' является развитием более общего понятия ``финансы''. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений. Финансовая система в целом - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем развитых стран, а сейчас и России, является фискальный федерализм. Он означает четкое разграничение функций между различными уровнями системы.
Государственный бюджет и его структура - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой. Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
-
Содержание
- 1. Спрос и предложение на рынке труда. Компромисс индивида между потреблением и досугом.
- 4. Безработица: сущность и виды. Государственной регулирование занятости населения.
- Формирование рыночных доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
- 6. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Государственная политика доходов в рыночной экономике.
- 8. Экономическая и земельная рента.
- 9. Рынок сельскохозяйственной продукции и его особенности. Проблемы фермерских хозяйств.
- 10. Агропромышленная интеграция и ее характерные черты. Структура апк.
- 11. Государственное регулирование апк. Концепция паритета.
- 12. Денежное обращение и денежная система страны. Основные типы денежных систем.
- 13. Равновесие денежного рынка. Количественная теория денег Покупательная способность денег.
- 14. Инфляция, ее основные виды. Антиинфляционная политика государства.
- 15. Денежно-кредитные отношения в рыночной экономике. Сущность, функции и формы кредита.
- 16. Институциональная организация денежно-кредитных отношений. Банки и их роль в экономике.
- 17. Цели и инструменты денежно-кредитной политики.
- Рефинансирование коммерческих банков
- Операции на открытом рынке
- 18. Инвестиции и их виды. Фактор времени и приведенная (дисконтированная) стоимость.
- 19. Рынок ценных бумаг и его структура.
- 20. Виды ценных бумаг.
- 21. Общественное воспроизводство и показатели макроэкономики. Система национального счетоводства.
- Внп и методы его расчета.
- 23. Особенности макроэкономического анализа. Равновесие в макроэкономике. Модель ad-as.
- 24. Классическая модель макроэкономического равновесия. Классическая дихотомия.
- 25. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
- 27. Динамика ставки ссудного процента и инвестиции. Модель is-lm.
- 28. Циклический характер экономического развития. Теория циклов и кризисов.
- 29. Теория экономического роста. Основные типы и факторы экономического роста.
- 30. Модели экономического роста. Неокейнсианская модель мультипликатора-акселератора.
- 31. Необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики.
- 32. Основные цели, функции и направления государственного регулирования рыночной экономики.
- 33. Правовая функция государства в рыночной экономике.
- 34. Экономическая функция государства в рыночной экономике.
- 35. Финансовая система страны. Государственный бюджет и его структура.
- Дефицит и профицит государственного бюджета. Теоретические подходы к проблеме сбалансированности бюджета.
- 37. Налоги: сущность, виды, функции.
- 38. Принципы налогообложения в рыночной экономике. Кривая а. Лаффера.
- 39. Основные элементы налоговой системы.
- 40. Кризис административной системы и необходимость рыночных реформ.
- 41. Переходная к рынку экономика и ее основные черты.
- 42. Стартовые условия рыночных преобразований и модели перехода к рынку.
- 43. Основные направления рыночной трансформации. Роль государства в переходной экономике.
- 44. Приватизация: сущность и цели.
- 45. Разгосударствление и приватизация в России.
- 46. Либерализация цен и формирование конкурентной рыночной среды в России.
- 47. Предприятие в условиях рыночных преобразований. Проблемы структурной перестройки экономики.
- 48. Финансовая стабилизация и основные направления реформы бюджетно-налоговой системы.
- 2. Какие факторы характеризуют финансовую стабилизацию
- 49. Закономерности развития мирового хозяйства. Мировой рынок.
- 50. Глобализация и выбор стратегии развития национальных хозяйств.
- 51. Мировая торговля как реализация сравнительных преимуществ.
- 1) Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
- 2) Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо
- 3) Теория Хекшера-Олина
- 4) Теория Майкла Портера
- 52. Международная торговая политика.
- 53. Мировая валютная система и этапы ее развития.
- 54. Россия в структуре мирового хозяйства. Становление открытой экономики.
- 55. Валютный курс. Режим конвертируемой валюты.
- 56. Социальная функция государства в рыночной экономике.
- 57. Методы, инструменты и границы государственного регулирования экономики.
- 58. Фондовая биржа. Курс ценных бумаг.