40. Условия и предпосылки государственного вмешательства
Только при наличии определенных условий и предпосылок государство должно вмешиваться в экономику. Условия могут быть и позитивными, и негативными.
Негативные условия – это всякого рода негативные явления и тенденции в различных сферах человеческой деятельности, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе отрицательного влияния на экономику. Роль государства заключается в своевременном обнаружении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и принятии соответствующих мер по их устранению.
Такими условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и др.), ухудшение окружающей среды.
Одна из серьезнейших функций государства – своевременное выявление и устранение предпосылок, т. е. неочевидных проявлений негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности.
Под позитивными условиями понимаются различные позитивные явления и процессы в различных сферах человеческой деятельности, которые положительно влияют на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.
Знание условий и предпосылок еще не достаточно для государственного вмешательства, государство должно знать их критерии, т. е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их количественного соотношения. Например, к негативным явлениям относятся инфляция, безработица, спад промышленного производства, дефицит бюджета, спад инвестиционной деятельности и др. Для государственного вмешательства необходимо знать их критерии, чтобы можно было выбрать адекватные меры воздействия для их устранения.
Безработица – это неотъемлемый элемент рыночной экономики. Определенный ее уровень – 4-6 % численности рабочей силы – считается нормальным, или оправданным и называется естественным уровнем. Естественной считается фрикционная и структурная безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, сезонными перерывами, а также с изменениями спроса на те или иные профессии.
Поэтому государство должно регулировать безработицу только в том случае, если она начинает превышать естественный уровень (4-6 %), т. е. когда начинается циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровне естественной безработицы.
Инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуги, и как явление более сложное, чем безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, находятся в движении. Поэтому до определенного уровня инфляция не представляет серьезной опасности, а более высокий ее уровень может принести много бед для экономики и общества в целом. Ибо по силе негативного влияния вряд ли можно еще найти подобное явление. Поэтому государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инфляции. Поэтому различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. Умеренной считается инфляция, когда цены растут менее 10 % в год, галопирующая характеризуется ростом цен от 10 до 200 % в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее.
Противоинфляционные меры государства зависят не только от уровня инфляции, но и причин ее породивших. Исходя из этого, различают инфляцию двух типов: инфляцию спроса и инфляцию предложения. Каждая из них имеет свои особенности, поэтому "лекарства" для их лечения тоже свои.
Дефицит бюджета – это превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться, как показывает опыт разных стран, не к сбалансированности бюджета, а к тому, чтобы он не превышал конкурентную величину. В качестве этого критерия выступают доля дефицита в валовом национальном продукте и внутренний валовой продукт. Поэтому задача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенную и допустимую величину этого критерия.
- 1. История возникновения и сущность предпринимательства
- 2. Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для предпринимательской деятельности.
- 3. Виды предпринимательства
- 4. Формы предпринимательства.
- 5. Современные формы предпринимательской деятельности в России
- 6. Производственное предпринимательство
- 7. Коммерческое предпринимательство
- 8. Финансовое предпринимательство
- 9. Консультативное предпринимательство
- 10. Формы предприятий
- 1. Классификация предприятий
- 2. Виды предприятий.
- 11. Регулирующая роль цены
- 12. Регулирующая роль качества продукции
- 13. Сертификация продукции
- 14. Разработка технико-экономического обоснования
- 15. Разработка бизнес-плана
- 16. Управление новым предприятием
- 17. Значение и задачи малого предприятия
- 18. Развитие малого предпринимательства в России
- 19. Государственная поддержка малого бизнеса
- 20. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
- 21. Риск в предпринимательстве
- 22. Виды рисков
- 23. Риски при финансировании проекта
- 24. Бизнес-план и снижение предпринимательского риска
- 25. Виды конкуренции
- 26. Развитие конкуренции в современных условиях
- 27. Система государственного антимонопольного регулирования
- 28. Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга
- 29. Основные принципы маркетинга
- 30. Изучение возможностей предприятия
- 31. Изучение потребителей
- 32. Сегментация рынка
- 33. Инновационное предпринимательство.
- 34. Механизм и функции рынка новшеств
- 35. Понятие и роль биржи
- 36. Биржевые сделки и поставки товара
- 37. Современные экономико-правовые формы предпринимательства
- 38. Услуги, предоставляемые страховыми фирмами.
- 39. Необходимость государственного регулирования экономики страны
- 40. Условия и предпосылки государственного вмешательства
- 41. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
- 42. Ответственность перед органами государственного управления
- 44. Ответственность за нарушение трудовых прав работников
- 45. Ответственность перед собственником имущества предприятия
- 46. Органы, рассматривающие споры предпринимателей
- 47. Реорганизация фирмы.
- 48. Ликвидация фирмы
- 49. Природа банкротства фирм и процедура объявления о его несостоятельности.
- 50. Роль и деятельность арбитражного суда.
- 51. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур
- 52. Слияние и поглощение предпринимательских фирм.
- 53. Формы ликвидации фирмы.
- 54. Ликвидация обанкротившихся фирм.
- 55. Коммерческая деятельность фирмы.
- 56. Сделки и представительство в коммерческих правоотношениях.
- 57.Обязательства в коммерческих правоотношениях.
- 58. Договор как основа коммерческих обязательств.
- 59. Понятие и виды коммерческих сделок.
- 60. Методы и технология заключения коммерческих сделок.
- 61. Товарные биржи.
- 62. Функции товарных бирж.
- 63. Товарные посредники.
- 64. Посредники на рынке финансовых, инвестиционных, информационных услуг.
- 65. Коммерческие банки.
- 66. Фондовые биржи.
- 67. Система современного бизнеса.
- 68. Родовые признаки бизнеса.
- 69. Субъекты бизнеса.
- 70. Деловые интересы в бизнесе
- 71. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации.
- 72. Налог на добавленную стоимость.
- 73. Акцизы.
- 74. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 75. Налог на имущество предприятий.
- 78. Ответственность налогоплательщиков
- 79. Финансы предприятий и коммерческих организаций.
- 80. Финансовый менеджмент на предприятиях и в коммерческих организациях.
- 81. Финансовое планирование и прогнозирование.
- 82. Цели, источники информации и задачи анализа финансового состояния предприятия.
- 84. Оценка структуры источников средств.
- 85. Анализ оборачиваемости активов.
- Как рассчитываются показатели оборачиваемости
- 86. Анализ доходности предприятия