logo
Основы бизнеса 1

1. История возникновения и сущность предпринимательства

История предпринимательства – тема весьма актуальная и вызывающая живой научный и общественный интерес. Современная историческая наука проявляет большой интерес к развитию предпринимательства имеет свои задачи. Они заключаются в конкретном рассмотрении проблемы предпринимательства на основе исторических фактов в их хронологической взаимосвязи.

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. Деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. В данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникающих рыночных неравновесий, а его доминирующим предлогом была сопряженность с высокой степенью риска. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своём заводе.

С середины XVI в появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные кампании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554г.). Позже, в 1600 году, была создана английская Ост-Индийская торговая компания, в 1670 году – кампания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие экономики.

С середины XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. – Банк Шотландии. В конце XVIII и начале XIX в.в. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах.

В России предпринимательство существует с давних времён. Зародилось оно ещё в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления ПетраI (1689- 1725). По всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Известнейшим представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский купец.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 года. Начинается строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал. В 90-е годы XIX века в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства. В XV- первой половине XIX века шел процесс формирования национального типа российского предпринимателя, главным чертами которого были патриотизм и приверженность к православным ценностям. В начале XX века предпринимательство становится массовым явлением в России. Начинается процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвелом», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и другие.

К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и завершения двух революций – Февральской и Октябрьской – был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей.

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая политика – НЭП (1921-1926 гг.). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь сворачивается и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. В октябре 1990 года был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 года – Закон «О предприятии и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.

В настоящее время в России насчитывается около 10’000 акционерных предприятий и свыше 1’500 акционерных коммерческих банков. На 1-е января 1998 года из общего числа 2’711 тысяч предприятий и организаций 1’973 тысячи, или 73,1%, находились в частной собственности.