logo
Основы бизнеса 1

12. Регулирующая роль качества продукции

Качество – это совокупность свойств продукции, призванных удовлетворять потребность в соответствии с назначением продукции. Любой продукт представляет собой совокупность свойств, куда входят: надежность, эргономичность, эстетические свойства, безопасность и экологичность. Потребитель часто предпочитает качество цене, поскольку понимает, что высокое качество снизит расходы на эксплуатацию, ремонт и более полно удовлетворит его потребности.

Качество продукции – результат качества: труда, предметов труда, средств труда, технологии, управления, производственной среды в целом.

Если мы получаем качество промежуточного продукта, то он, в свою очередь, формирует качество конечного продукта, а последний непосредственно выходит на качество жизни, где, наряду с такой составляющей, как качество продукта и услуг, участвует качество обороноспособности, природной среды, инфраструктуры, национального богатства.

В последние годы передовыми фирмами мира последовательно внедряется новая стратегия управления качеством продукции. Эта стратегия предусматривает следующее:

Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.

Например, всеобщий контроль качества, осуществляемый фирмами США, Японии и Западной Европы, предполагает три обязательных условия:

1. Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо качество – это непрерывно меняющаяся цель.

2. Мероприятия по повышению качества продукции должны затрагивать все подразделения предприятия без исключения. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как изготовление новых изделий.

3. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.

По мнению американского экономиста А. Фейгенбаума, в условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, руководствуясь следующими принципами:

Время на разработку и изготовление новых видов продукции постоянно сокращается, достаточно сравнить период в 20 лет, в течение которого был спроектирован, произведен и стал предметом необходимости телевизор, с периодом в 5 лет, за который тот же путь проделала персональная ЭВМ. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время – одна из характерных черт мирового рынка. Системы разработки новых изделий должны содержать ряд основных положений: