logo search
lektsii_po_OET_prilichnye

3. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная политика государства.

В сравнении с конкурентной фирмой равновесие монополиста менее эффективно.

Рисунок 34. Сравнение равновесия монополиста с равновесием конкурентных производителей

Потери в эффективности из-за монополизма, как видно из графика, следующие:

При анализе поведения монополиста мы исходили из того, что издержки фирмы-монополиста не отличаются от издержек конкурирующей фирмы.

Некоторая компенсация потерь в эффективностипроисходит из-за того, что монополия - чаще всего крупное производство, имонополист имеет экономию издержек благодаря положительному эффекту масштаба.

Однако есть факторы, препятствующие минимизации издержек монополиста:

Одним из нежелательных проявлений монополизма является установление демпинговых цен23, которое используется для того, чтобы вытеснить возможных конкурентов.

В силу нежелательных для экономики и общества потерь от монополизма все современные государства проводят антимонопольную политику.

Начало государственному регулированию монополизма было положено в США: в 1890 году в Америке был принят Антитрестовский закон Шермана. В последующем в США и других странах с рыночной экономикой антимонопольное законодательство развивалось и сегодня представляет собой систему тонкой настройки экономики на эффективное развитие.

Плановая экономическая система способствовала формированию монополизма в масштабах всей национальной экономики бывшего СССР. Проблемы перехода к рыночной системе хозяйства существенно обострены у нас в связи с этими гигантскими масштабами монополизма.

Под антимонопольное законодательство подпадают следующие действия:

Гарантия государственной защиты конкуренции закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 г.

В 1991 году в Российской Федерации был принят Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

Закон запрещает такие действия, как:

Реализация антимонопольной политики была возложена на ГКАП РФ (Государственный Антимонопольный Комитет Российской Федерации).

В его функции входит:

Доминирующимпризнается положение фирмы, доля которой на рынке определенного товара превышает величину, устанавливаемую ежегодно ГКАП РФ, за исключением случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение предельной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим не может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

В антимонопольном Законе предусматривается ответственность за его нарушения:

Ценовая политика естественных монополий регулируется тарифными комиссиями. Для иллюстрации мотивов определения цен на продукцию естественных монополистов рассмотрим рисунок.

Рисунок 35. Регулирование цен естественных монополий

Существуют трудности в реализации антимонопольной политики в целом. Они связаны с количественным определением монополии, а также с недостаточной эффективностью регулирования, высокими затратами на осуществление регулирующих воздействий.