Тема 11. Макроэкономические равновесие и экономический рост.
Вопросы:
1. Понятие макроэкономического равновесия.
2. Экономический рост: сущность, показатели и факторы экономического роста
3. Приоритетные направления развития казахстанской экономики в Послании Президента страны народу Казахстана Н.Назарбаева «Казахстан -2030»
Методические рекомендации:
Подготовку к семинарскому занятию следует начать с изучения тезисов лекции. В тезисах лекции раскрывается краткое содержание вопросов темы. Макроэкономическая нестабильность характеризуется такими процессами как инфляция и безработица.
В первом вопросе выясните содержание понятий «макроэкономическое равновесие». В первой теме говорили о том, что макроэкономические модели подразделяются на статические и динамические. Статическое состояние национальной экономики есть равновесное состояние. Равновесие требует равенства AD и AS. Однако, экономика постоянно находится в движении, что является условием нарушения равновесия. Такое нарушение есть механизм динамики. Модели макроэкономического равновесия изучают механизмы обеспечения этих взаимоисключающих требований.
Затем приступайте к рассмотрению содержаний модели «AD-AS». Чтобы раскрыть содержание модели необходимо понять, что собой представляет совокупный спрос, какие неценовые факторы воздействуют на изменения совокупного спроса. При этом имейте в виду, что кривая совокупного спроса выражает связь между уровнем реального объема производства и уровнем цен в экономике. Эта связь зависит от влияния трех факторов: эффект процентной ставки, эффект реальных кассовых остатков и эффект импортных закупок. Дайте определение совокупного предложения и запишите в конспекте неценовые факторы AS.
В экономической теории используется три подхода к выявлению основных характерных черт совокупного предложения: горизонтальный или кейнсианский; восходящий или промежуточный; вертикальный или классический. При помощи графика выясните характеристики этих участков кривой AS. Проводя кривую совокупного спроса по выше названным участкам совокупного предложения, выясните последствия увеличения или уменьшения AD.
Согласно закона Сэя предложение товаров создает свой собственный спрос. Следует раскрыть содержание данного закона и дать его критику. Используя характеристику классического отрезка AS, дополните свой ответ.
Изучая кейнсианскую модель «доходов-расходов» выясните содержание понятия «эффективный спрос». Дайте определение эффективного спроса. За что Кейнс критикует закон Сэя. Кейнс утверждает, что совокупный спрос определяет совокупное предложение. При помощи графика «кейнсианский крест» уясните природу инфляции и безработицы. Обратите особое внимание на роль величины располагаемого дохода, сбережений, инвестиций и национального дохода в обеспечении макроэкономического равновесия. При этом уясните суть «психологического закона» Кейнса, модели мультипликатора. В конце вопроса сделайте вывод о роли государства в обеспечении макроэкономического равновесия.
Во втором вопросе следует понять необходимость и сущность экономического роста. Следует различать экстенсивные и интенсивные типы экономического роста. Почему очень важное значение имеет обеспечение определенных темпов экономического роста? В данном вопросе больше внимание уделите фактором экономического роста, в том числе НТП и НТР. Покажите современные тенденции экономического роста, его цели и задачи, при этом обратите внимание на те проблемы, которые возникают в ходе обеспечения экономического роста. Отсюда переходите экономической политике, направленной на обеспечения экономического роста.
В третьем вопросе необходимо рассмотреть приоритетные направления развития Казахстанской экономики из послания Президента страны народу Казахстана Н.Назарбаева «Казахстан 2030» (См. тезисы лекции)
Основная литература: 1 – 14 (по списку основной литературы)
Дополнительная литература: 1 - 9 (по списку дополнительной литературы)
- Кафедра Экономической теории
- Учебно-методический комплекс
- По дисциплине
- «Основы Экономической теориИ»
- Данные о преподавателе:
- Данные о дисциплине:
- Выписка из учебного плана:
- 1.6. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
- 1.7. Список литературы
- 1.8. Оценка знаний и политика курса
- 2. Учебно-методические материалы по дисциплине
- 2.1.Тематический план курса
- 2.1.Тематический план курса
- 2.2. Тезисы лекционных занятий
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2 общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- Тема 6. Конкуренция и монополия.
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4 закономерности функцио-нирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система.
- Тема 11. Макроэкономические равновесие и экономический рост.
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 2.3. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2. Общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- Тема 6. Конкуренция и монополия.
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4 закономерности функционирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система.
- Тема 11. Макроэкономические равновесие и экономический рост.
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешне-экономической деятельности.
- 2.5. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2. Общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение
- 5. Как изменится само предложение, если…
- Тема 6. Конкуренция и монополия
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4. Закономерности функционирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие и экономическИй рост
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5. Макроэкономическое регулирование.
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.6. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 6 конкуренция и монополия.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 7 капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 8 издержки производства
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 9 доходы от факторов производства
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 4 закономерности функциони-рования национальной экономики
- Тема 10 национальная экономика как система.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 11 макроэкономические равновесие и экономический рост.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 12 цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13 государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 14 социальная и региональная политика государства.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 15 регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- 2.6.1. Тематика письменных работ по курсу
- 2.7 Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий.
- 2.8. Тестовые задания для самоконтроля
- Ключи правильных ответов
- 2.9. Экзаменационные вопросы по курсу
- 1.2 Данные о дисциплине……………………………………...3
- Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы Экономической теориИ»
- 470061, Караганда, ул. Гоголя, 38