logo search
@IRBIS_10_SILL_vse_spec_andarova_osnovy_econom_

Тема 11. Макроэкономические равновесие и экономический рост.

Вопросы:

1. Понятие макроэкономического равновесия.

2. Экономический рост: сущность, показатели и факторы экономического роста

3. Приоритетные направления развития казахстанской экономики в Послании Президента страны народу Казахстана Н.Назарбаева «Казахстан -2030»

Методические рекомендации:

Подготовку к семинарскому занятию следует начать с изучения тезисов лекции. В тезисах лекции раскрывается краткое содержание вопросов темы. Макроэкономическая нестабильность характеризуется такими процессами как инфляция и безработица.

В первом вопросе выясните содержание понятий «макроэкономическое равновесие». В первой теме говорили о том, что макроэкономические модели подразделяются на статические и динамические. Статическое состояние национальной экономики есть равновесное состояние. Равновесие требует равенства AD и AS. Однако, экономика постоянно находится в движении, что является условием нарушения равновесия. Такое нарушение есть механизм динамики. Модели макроэкономического равновесия изучают механизмы обеспечения этих взаимоисключающих требований.

Затем приступайте к рассмотрению содержаний модели «AD-AS». Чтобы раскрыть содержание модели необходимо понять, что собой представляет совокупный спрос, какие неценовые факторы воздействуют на изменения совокупного спроса. При этом имейте в виду, что кривая совокупного спроса выражает связь между уровнем реального объема производства и уровнем цен в экономике. Эта связь зависит от влияния трех факторов: эффект процентной ставки, эффект реальных кассовых остатков и эффект импортных закупок. Дайте определение совокупного предложения и запишите в конспекте неценовые факторы AS.

В экономической теории используется три подхода к выявлению основных характерных черт совокупного предложения: горизонтальный или кейнсианский; восходящий или промежуточный; вертикальный или классический. При помощи графика выясните характеристики этих участков кривой AS. Проводя кривую совокупного спроса по выше названным участкам совокупного предложения, выясните последствия увеличения или уменьшения AD.

Согласно закона Сэя предложение товаров создает свой собственный спрос. Следует раскрыть содержание данного закона и дать его критику. Используя характеристику классического отрезка AS, дополните свой ответ.

Изучая кейнсианскую модель «доходов-расходов» выясните содержание понятия «эффективный спрос». Дайте определение эффективного спроса. За что Кейнс критикует закон Сэя. Кейнс утверждает, что совокупный спрос определяет совокупное предложение. При помощи графика «кейнсианский крест» уясните природу инфляции и безработицы. Обратите особое внимание на роль величины располагаемого дохода, сбережений, инвестиций и национального дохода в обеспечении макроэкономического равновесия. При этом уясните суть «психологического закона» Кейнса, модели мультипликатора. В конце вопроса сделайте вывод о роли государства в обеспечении макроэкономического равновесия.

Во втором вопросе следует понять необходимость и сущность экономического роста. Следует различать экстенсивные и интенсивные типы экономического роста. Почему очень важное значение имеет обеспечение определенных темпов экономического роста? В данном вопросе больше внимание уделите фактором экономического роста, в том числе НТП и НТР. Покажите современные тенденции экономического роста, его цели и задачи, при этом обратите внимание на те проблемы, которые возникают в ходе обеспечения экономического роста. Отсюда переходите экономической политике, направленной на обеспечения экономического роста.

В третьем вопросе необходимо рассмотреть приоритетные направления развития Казахстанской экономики из послания Президента страны народу Казахстана Н.Назарбаева «Казахстан 2030» (См. тезисы лекции)

Основная литература: 1 – 14 (по списку основной литературы)

Дополнительная литература: 1 - 9 (по списку дополнительной литературы)